Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лучшее — враг хорошего

Лучшее — враг хорошего

Аналитик Александр Пасечник — об интриге вокруг российско-белорусских переговоров по проблеме долга и цены на газ

Москва и Минск продолжают попытки разрешить вопрос с накопленным республикой газовым долгом перед «Газпромом». 26 августа из СМИ стала известна новая схема ценообразования на российский газ для Белоруссии на долгосрочный период, согласованная на рабочем уровне в рамках профильных раундов по решению текущего энергетического конфликта Москвы и Минска.

С 2008 года цена на газ рассчитывается ежеквартально по формуле с учетом индексов изменения цен на газойль и мазут. С 2013 года этот стандарт закреплен межправительственным соглашением. Теперь же предположительно вместо долларовой формулы цены будет применяться полностью рублевая основа, а за базис будет взята средняя цена на газ в России с повышающим коэффициентом. В результате сырье для Минска может подешеветь в 2017 году примерно на 30% — до уровня 6 тыс. рублей за тысячу кубометров. В последующие годы стоимость газа в РФ и Белоруссии продолжит сближаться и сравняется к 2025 году, в котором запланирован запуск единого энергорынка стран — участниц Таможенного союза.

Но, похоже, пока вариант по ценовым параметрам все еще сырой, и поэтому взята пауза с целью «еще подумать». Тем не менее речь идет о компромиссном ценнике примерно в $100 за тысячу кубометров: это по сути среднее арифметическое при нынешних контрактных $132 и «справедливых», по версии белорусских контрагентов «Газпрома», $73 (исходя именно из этой цифры республиканские предприятия недоплачивают российскому холдингу с начала года).

По данным главы Минэнерго РФ Александра Новака, долг Белоруссии за российский газ за первое полугодие 2016 года достиг $270 млн. Очевидно, что с учетом закупок газа в июле-августе недоплата компании «Газпром трансгаз Беларусь» (российской «дочке» «Газпрома») уже перевалила далеко за $300 млн.

Белоруссия прокомментировала переговорную повестку позитивно-сдержанно. «Окончательное решение по цене на российский газ для Белоруссии пока не принято. В настоящее время переговорный процесс продолжается на уровне профильных министерств и вице-премьеров. Это перманентный процесс, будут новые встречи», —― сообщили в пресс-службе Минэнерго Белоруссии.

Хотя несколькими днями ранее были более радужные ожидания. В частности, премьер-министр республики Андрей Кобяков 23 августа сообщил, что страна близка к достижению понимания с российскими партнерами по вопросам формирования цены на природный газ и поставок нефти. «В июле мы немного просели по ВВП, на 0,2%. Но это в связи с ограничением поставки нефти на НПЗ из РФ — порядка 700 тыс. т. В итоге «Белнефтехим» уменьшил объемы промышленного производства, и сократились соответствующие объемы торговли нефтепродуктами», — цитировало Кобякова агентство «Белта».

Тему нефти белорусский премьер упомянул не случайно. Ограничение поставок российского черного золота связано с газовым долгом Минска перед «Газпромом». ― Россия так пытается побудить партнера заплатить по обязательствам. Ведь мягкие юридические меры воздействия Москвы оказались малоэффективны — к примеру, еще в начале мая предприятие «Газпром трансгаз Беларусь» обратилось в Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате в связи с недоплатой белорусскими субъектами хозяйствования за поставки российского газа, но аргументированных разъяснений в ответ не дождалось.

Минску впору осознать, что в обмен на погашение газовых долгов последует восстановление поставок нефти на республиканские нефтеперерабатывающие заводы в должных объемах. Тогда снимется и угроза снижения ВВП Белоруссии, падение которого констатировал Кобяков.

В любом случае у Москвы позиция в энергодиалоге с Минском предпочтительная. Ведь затягивание конфликта сулит Белоруссии только новые масштабные экономические потери. В то время как для «Газпрома» недоплата республиканскими контрагентами за газ не столь критична, учитывая глобальность бизнеса российского экспортера.

Не ясно пока и то, какая в итоге будет скидка на голубое топливо для соседа — частные предположения об обсуждаемом дисконте на газ для Минска в 30% и новых принципах формульного ценообразования пока официально никак не комментировались.

В этом контексте любопытно следующее: принятие новой «газовой формулы», к которой стремится Белоруссия, может повлечь дополнительные курсовые издержки для нее по причине ожидаемого укрепления российского рубля, которое в принципе с большой долей вероятности может стать долгосрочной тенденцией – объективных причин для дальнейшего ослабления российской валюты нет.

Здесь уместно напомнить, что девальвации рубля в 2014 году предшествовал 12-летний цикл его укрепления или как минимум стабилизации по отношению к доллару США. Так что в стратегическом разрезе Белоруссия вполне может коммерчески проиграть в своем стремлении к новациям в ценообразовании на российский газ. Отнюдь не факт, что привязка к рублю цен на импортируемое голубое топливо будет выгодней Минску во взятом за основу периоде до 2025 года, чем ныне действующая формула.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Источник: Известия, 31.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики