Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия метит во властительницы энергокольца

Россия метит во властительницы энергокольца

Токио настойчиво предлагает Москве реанимировать проект Азиатского энергетического кольца, подразумевающего объединение в единую энергосистему четырех стран — России, Китая, Южной Кореи и Японии. Уже достигнуты предварительные договоренности, ведутся расчеты.

Проект, который придаст ускорение развитию Дальнего Востока, будет обсуждаться на уровне технико-экономического обоснования на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который пройдет 2-3 сентября во Владивостоке, сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка.

Идея интеграции энергетических систем возникла еще в 1998 году. Тогда проект получил броское название «Азиатское суперкольцо». 

Как рассказал корреспонденту «Утра» гендиректор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, подобное объединение энергосистем позволит странам региона обмениваться свободными потоками электроэнергии. Так, в систему могут поставляться излишки с гидроэлектростанций Дальнего Востока и Сибири или с японских АЭС. «Их выгодней пропускать через общее кольцо. А если к системе подключится еще и Китай, это будет совершенно нормальная схема с точки зрения эффективности. В разных режимах, в разных нагрузках, в разных графиках всегда уместно оперировать большими ресурсами. А в объединенной энергосистеме их всегда больше», — пояснил он.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, после аварии на «Фукусиме» Япония испытывает дефицит электроэнергии. И с удовольствием будет покупать ее. Чтобы нарастить мощности на Сахалине, планируется построить сеть теплоэлектростанций (ТЭС), работающих на местных энергоуглях и газе. Это позволит продавать электричество и в Южную Корею. «Создание общего рынка электроэнергии выгодно всем, а Россия может стать на нем ключевым игроком», — подчеркнул Пикин.

Подобное энергокольцо существовало раньше между странами Балтии, Калининградом и Белоруссией. Однако из-за отхода Прибалтийских стран под влияние Евросоюза, где существует собственный замкнутый энергетический контур, оно фактически прекратило работу, напомнил директора Фонда энергетического развития.

Главными плюсами объединения энергосистем эксперты называют их безопасность и эффективность. Правда, просчитать этот «профит» в деньгах проблематично, отметил Бушуев. «Эффект достигается от надежности, но, к сожалению, никто в мире пока не умеет определить его в денежном эквиваленте», — добавил он.

При этом, по словам гендиректора Института энергетической стратегии, создание «суперкольца» требует серьезных инвестиций. Так, прокладка кабеля в Японию через акваторию Японского моря в 2000 г. оценивалась почти в $10 миллиардов. Но сейчас Токио готов взять эти расходы на себя. «Было бы желание и политическая воля — построить такой энергомост, а затем и энергокольцо вполне реально. Тем более, что иметь его важно и с геополитической точки зрения», — уверен Бушуев.

Благодаря этому проекту Россия получит новые рынки сбыта, отметил Пикин. Тем более что, в отличие от Китая, где имеется собственная дешевая генерация, Япония не будет требовать больших скидок при покупке нашей электроэнергии.

С Дальнего Востока уже поставляется электроэнергия в Китай. Но это совсем небольшие приграничные поставки. Дело в том, рассказал начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, что Поднебесная покупает ее по тарифам дешевле внутрироссийских. «Но тут другого варианта попросту нет — либо никуда, либо в Китай», — подчеркнул он.

Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко скептически оценивает перспективы реализации единого «Азиатского суперкольца», несмотря на все разговоры и позитивные сдвиги в этом вопросе. Он полагает, что проект реализован не будет, поскольку Китай в плане электроэнергетики самодостаточен и ему суперкольцо по большому счету ни к чему. Собственная генерация в Поднебесной стремительно растет, при этом уже существующая инфраструктура, необходимая для импорта электроэнергии, загружена лишь на 30%, а ранее и вовсе почти два года простаивала без дела в отсутствие контрактов.

Однако, на взгляд Яковенко, это не помешает развитию двухсторонних отношений в области энергетики между Россией и Японией.

Автор: Игорь Юрьев

Источник: Ytro.Ru, 31.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики