Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Принуждение к газовому компромиссу: Россия пока не планирует увеличивать поставки нефти в Белоруссию

Принуждение к газовому компромиссу: Россия пока не планирует увеличивать поставки нефти в Белоруссию

Россия продолжает поставлять нефть в Белоруссию по сокращенному графику. Как заявил глава Минэнерго России Александр Новак, решений по объемам поставок в четвертом квартале еще нет и во многом они будут зависеть от того, как Москва и Минск договорятся о задолженности Белорруссии за газ и новой формуле расчета цены на «голубое топливо».

«Есть еще сентябрь впереди для того, чтобы приступить к осуществлению поставок нефти в Белоруссию с 1 октября. Сейчас мы осуществляем сокращенные поставки, исходя из общего объема годового 18 млн. тонн», — сказал Александр Новак.

В первые два квартала этого года Россия поставила в Белоруссию 5,5 и 5,3 млн. тонн нефти. В третьем же объемы поставок будут сокращены до 3,5 млн. тонн. О том, что решение Москвы связано с газовым конфликтом, ранее подтвердил и вице-премьер Аркадий Дворкович.

Суть газового конфликта России и Белоруссии состоит в том, что в Москве считают, что Белоруссия задолжала по контракту более $ 270 млн. Поэтому компания «Газпром Трансгаз Беларусь», являющаяся дочерней структурой «Газпрома», подала иск в белорусский арбитражный суд по поводу недоплаты за газ, поставленный белорусским предприятиям-потребителям. По версии белорусской стороны, никакой недоплаты и задолженности перед российским поставщиком не существует, так как Белоруссия имеет право расплачиваться за российский газ по «равнодоходным ценам». Напряжение должны были снять переговоры. Как в августе сообщал «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, во время переговоров было предложено погасить долги за газ, после чего отказаться от привязки цены на газ для Белоруссии к доллару и изменить формулу определения стоимости «голубого топилва». С 2017 года, уточнили источники издания, стоимость газа для Белоруссии будет определяться по средней цене по единой системе газоснабжения (ЕСГ) России, умноженной на повышающий коэффициент. Таким образом, стоимость газа для Белоруссии в 2017 году составит около 6 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. В оставшиеся месяцы 2016 года газ в Белоруссию будет поставляться по твердой цене в 6,3 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. В Минске при этом заявили, что окончательных договоренностей нет и вопрос завис.

«В сокращении поставок российской нефти в Белоруссию было несколько причин, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Во-первых, России не нравилось, что Белоруссия наращивает поставки дизельного топлива на Украину. Для Минска же торговля с Киевом сейчас даже выгоднее, чем поставки топлива в страны ЕС. Поэтому 70% дизеля на Украине — это топливо белорусского производства. В том числе оно идет на заправку военной техники, что в свете конфликта на Донбассе России также не могло нравиться. Эта проблема, однако, быстро разрешилась после того, как „Транснефть“ уладила свой конфликт с Украиной и возобновила поставки российских нефтепродуктов по трубопроводу. Поэтому единственной причиной, по которой поставки нефти в Белоруссию по-прежнему сокращены, остается газовый конфликт. Как я понимаю, сейчас речь идет о том, когда начнут применять новую формулу цены на газ. Минск хочет с июля, Москва — с августа. В любом случае, правительственные переговоры не нравятся „Газпрому“, который из-за изменения контракта лишится валютной выручки».

Сокращение поставок нефти — эффективный инструмент для того, чтобы Минск пошел на предложенный Москвой компромисс по газу, считает эксперт. «В Минске много говорили о поставках нефти из Венесуэлы и Азербайджана. Однако Россия продолжает оставаться главным и единственным поставщиком нефти в Белоруссию, — рассказывает Игорь Юшков. — А полученные из российской нефти бензин и дизельное топливо приносят сегодня Минску сравнительно быстрые прибыли. Кроме того, экспортная пошлина перечисляется не в российский, а белорусский бюджет, и речь идет о миллиардах долларов, часть которых Минск потеряет из-за сокращения поставок».

Источник: EADaily, 05.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики