Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шантаж и демагогия: Гройсман готовится воровать российский транзитный газ

Шантаж и демагогия: Гройсман готовится воровать российский транзитный газ

Украина работает над подписанием очередного «газового пакета» для поставок газа из РФ, сообщил премьер Украины Владимир Гройсман. При этом предыдущий контракт с Москвой назван «преступлением», а вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович будет посредником между Киевом и Москвой.

«Украинская политическая риторика вполне понятна: Киев не желает платить за газ из собственных средств, добиваясь, чтобы это сделал Евросоюз, параллельно добившись у ЕС скидок на „голубое топливо“, — рассказал ФБА „Экономика сегодня“ ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — То есть ответственность перекладывается на ЕС — либо дайте денег, либо самостоятельно закачайте в наши хранилища необходимые объемы газа и урегулируйте разногласия с Москвой. По сути это чисто шантажистская политика при том, что контракт с Россией от 2009 года на поставки топлива никто не отменял — все разногласия по условиям договора должны разрешаться в суде Страсбурга».

Ранее глава правительства Украины Владимир Гройсман в беседе с вице-президентом Еврокомиссии по ЕС Марошем Шефчовичем заявил: Киев готовит очередные условия «зимнего пакета» договоренностей по газу с Москвой. Без него страна не возобновит покупку российского газа, а действующий контракт на 2009-2019 года премьер Украины назвал преступлением. При этом в России не намерены пересматривать действующий контракт и цены по нему.

«Согласно действующим договоренностям от 2009 года, цена на газ для Украины определяется от уровня стоимости нефти, которая существенно упала. И сегодня российское предложение — самое выгодное для Украины из всех существующих и даже возможных. Потому для Москвы договариваться, по сути, не о чем — есть договоренности, которые надо выполнять. Однако ряд факторов указывает на то, что будущей зимой Киев вновь, как несколько лет назад, начнет несанкционированный отбор российского газа, проходящего по Украине — предпосылки для этого власти уже создали», — считает эксперт.

Украина нуждается в закупке газа

На сегодняшний день в подземных хранилищах Украины размещено около 12,5 миллиарда кубометров газа, при этом в августе было закачано 1,5 миллиарда из них. Но для прохождения осенне-зимнего сезона стране, как показывает практика, нужно как минимум 17 миллиардов кубометров. В 2014-2015 годах отопительный сезон Украина начинала 18-20 октября, в нынешнем году он стартует примерно в тех же числах. То есть до конца сентября в хранилищах окажется лишь 14 миллиардов кубов газа.

«Как раз оставшиеся три миллиарда Киев в шантажистской форме и предлагает найти Евросоюзу. Власти Украины уповают на то, что минимальные объемы в 17 миллиардов требовалось в 2013-м году и ранее, когда в стране достаточно активно работали промышленные предприятия. Но сейчас от промышленности мало что осталось и Киев надеется — авось, пройдем очередную теплую зиму и на 14 миллиардах. Вряд ли страна на этом протянет, тем более, что погоду на несколько месяцев вперед предсказывать еще не научились. И если запасов не хватит, чтобы не совершить политическое самоубийство руководство страны начнет отбирать транзитный газ, который „Газпром“ поставляет в Европу.

Политическая почва для этого уже подготовлена — антимонопольное ведомство Украины оштрафовало „Газпром“ по абсурдному обвинению: за то, что это единственное предприятие, осуществляющее транзит по территории страны. Конкурентов у предприятия в РВ быть не может по закону, а больше ничьих газопроводов по Украине не проложено. Естественно, „Газпром“ претензий не признал, дело подано на рассмотрение в Страсбург. Но штраф де-юре Украиной уже наложен, и его используют, чтобы оправдать забор транзитного газа — мол, это фактическое взимание наложенного взыскания», — считает Игорь Юшков.

Вице-президент Еврокомиссии Марош и челночная дипломатия

Европу, естественно, беспокоит то, что Киев существенно недобирает запасы газа. Вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович уже рекомендовал Киеву и Москве сесть за стол переговоров и прийти к консенсусу, но Москва отказалась от переговоров с украинскими властями напрямую после истории с диверсантами в Крыму. А действующий контракт от 2009 года говорит, что и предмета для разговора не существует.

«Позиция Киева весьма странная — он подает в суд на основании действующих договоренностей и тут же называет их недействительными и преступными. Это просто политический и юридический абсурд. И позиция Москвы вполне понятна — контракт до 2019 года никто не отменял. Потому Шевчович выступает в качестве челночного дипломата — сейчас выслушивает Киев, после чего попытается урегулировать вопрос с Москвой. Удастся это вряд ли.

Самое страшное время для Украины наступит в феврале-марте, если минимальные стратегические объемы газа не будут закуплены. Когда в подземных хранилищах объемы подходят к концу, технологический процесс не позволяет извлекать газ в нужном количестве для ежесуточного потребления. Это значит, что население начнет замерзать. Власти „присосутся“ к транзитному газу — по контракту, пока голубое топливо не доставлено в Австрию, оно является собственностью „Газпрома“. Россию из-за Украины вновь назовут ненадежным поставщиком, а из-за недальновидных и преступных действий Киева плохо будет всем — населению Украины, интересам России и Европе», — делает вывод Игорь Юшков.

Автор: Андрей Орешкин

Источник: Экономика сегодня, 02.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики