Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Никакой конкретики». Кому выгодно нефтяное заявление России и Саудовской Аравии?

«Никакой конкретики». Кому выгодно нефтяное заявление России и Саудовской Аравии?

Игорь Юшков рассказал НСН о договоренностях, достигнутых Москвой и Эр-Риядом на G20, и их последствиях для нефтяного сектора.

В рамках саммита G20 представители России и Саудовской Аравии подписали совместное заявление, призванное стабилизировать мировые цены на нефть. Рынок немедленно отреагировал на документ подорожанием  «черного золота» на 5%. Ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков в беседе с НСН рассказал о сути достигнутых договоренностей и о дальнейшей реакции рынка на заявление Москвы и Эр-Рияда.

- Какое значение для двух стран и для нефтяной отрасли в целом имеет заявление, подписанное сегодня Россией и Саудовской Аравией?  

- Россия и Саудовская Аравия являются крупнейшими производителями нефти в мире, постоянно деля между собой первое и второе место по этому показателю. Кроме того, именно из-за Садовской Аравии была сорвана встреча в Дохе в формате «Россия +ОПЕК», участники которой собирались договориться о заморозке производства нефти. Но Саудовский принц позвонил министру нефти своей страны и запретил ему что-либо подписывать. Сейчас нынешнее соглашение все воспринимают, как знак того, что России удалось договориться с Саудовской Аравией о том, что больше подобных ситуаций не возникнет и новая встреча «Россия +ОПЕК» бойкотироваться не будет и некое соглашение о заморозке объемов производства будет подписано всеми странами-производителями нефти кроме США.  Создание рабочей группы по данному вопросу выглядит, как подтверждение этих намерений.

- Каковы основные пункты соглашения?

- Можно отметить, что ни о какой конкретике Россия и Саудовская Аравия так и не договорились. Пока речь идет о совместных попытках стабилизировать волатильность  на нефтяном рынке, а не о наращивании или сокращении объемов производства. Но рынок все равно реагирует на соглашение повышением котировок: трейдеры считают, что если хоть какие-то договоренности, то дисбаланс между добычей и потреблением все равно будет сокращаться.  

- То есть, основные вопросы, которые существуют в нефтяной сфере, пока остаются без ответов?

- Да. Главные проблемы, например, тот факт, что США пока никак не согласуют свои объемы производства, сохраняются. Вопрос «Что будет дальше?» остается открытым. Россия готова подписать соглашение о заморозке объемов производства, на нас это не накладывает никаких обязательств, потому, что мы и так находимся на исторических максимумах объемов производства, а долго это продолжаться не может. Дело в том, что Западно-сибирские месторождения все равно истощаются, а смены у них нет. Так что даже если мы что-то подпишем, нам это не повредит. 

- В таком случае для кого это важно?

- Это важно для других стран, где ситуация еще хуже: для Венесуэлы, для Мексики, для ряда стран ОПЕК. Поэтому, как мне кажется, остальные государства сейчас будут подтверждать свою приверженность тезисам, о которых договорились Саудовская Аравия и Россия, и новости о такой позиции будут работать на повышающий тренд цен на нефть. И апогеем, как раз, будет встреча в Алжире, и если все страны там сумеют договориться, то цена на нефть сохранится на уровне 50 долларов, может быть, чуть выше. Если договориться не удастся, трейдеры решат, что все страны будут добывать нефть по максимуму и цена упадет, и начнут продавать фьючерсы, что действительно приведет к падению цены на нефть.

- Каков срок действия соглашения между Россией и Саудовской Аравией?

- Здесь главное – не срочность, а то, что страны договариваются о двухстороннем взаимодействии до встречи в Алжире. Думаю, до октября такой формат будет отлично работать. Хотя бы для того, чтобы трейдеры на рынке видели, что Россия и Саудовская Аравия делают определенные шаги. Лидеры стран по данному вопросу договорились, теперь на уровне министерств будет согласовываться конкретика. Если стороны продемонстрируют бурную деятельность, в рамках двусторонней комиссии, это позволит сохранить цены на нефть на достаточно высоком уровне. Дальше все будет зависеть от встречи в Алжире: как договорятся стороны, не будет ли протестовать Иран, то есть, играть будут уже совершенно другие факторы.

- Насколько сильно по вашим оценкам могут вырасти цены на нефть в случае успешных переговоров в случае успешных переговоров в Алжире?

- Что касается марки Brent, к которому привязывается российский сорт  Urals, то если все пойдет в позитивном ключе, то цена на нефть вполне может подняться выше недавних пиков, то есть – выше 51 доллара, добравшись до 52 долларов, а может быть, даже и до 53 долларов. Для сравнения, предыдущий пик находился на уровне 50 долларов 95 центов за баррель. Но наверняка говорить об этом сложно: все будет зависеть от того, кто приедет на встречу в Алжире, кто подпишет соглашение и какой это вызовет эффект в информационном пространстве.

- Насколько сильно пополнит российский бюджет такой уровень цен?

- Вопрос в том, как долго продлится период высоких цен в районе 50 долларов за баррель. Видно, что буквально за прошлую неделю цена на нефть упала с 50 долларов до 44, а сейчас снова возвращается на уровень в 50 долларов. Естественно, что, чем выше цена нефти, тем России лучше. Вопрос в том, как долго продлится это повышение. Если оно продлится до конца года, то, я думаю, это будет серьезная прибавка к доходам бюджета. 

Источник: НСН, 05.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики