Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз без российского газа не выживет

Евросоюз без российского газа не выживет

Главным поставщиком газа в Европу остается Россия, хотя ее доля в 2012 году снизилась на 29 процентов по сравнению с 2008 годом. Это связано в основном с политикой диверсификации, а также с появлением новых газовых поставок, в первую очередь по подводным трубопроводам из Северной Африки, а также сжиженного газа из Катара. В последние годы начал поставляться американский СПГ, но он все-таки слишком дорог, а в Европе недостаточно мощностей для его приема. Наиболее зависимые от российского газа страны Восточной и Центральной Европы не имеют СПГ-терминалов. Все реальные поставщики европейского рынка работают на пределе возможностей.

Много говорится о трубопроводе через Турцию, по котором пойдет также туркменский и азербайджанский газ. Но опять же по дну Каспийского моря труба может быть проложена только с благословления России и при ее участии. Азербайджанцы не могут нарастить добычу без российского соучастия или даже доминирования «Газпрома».

Поэтому доля российского газа на рынке Европе опять резко выросла — c 22 до 31 процента и достигла докризисного уровня. Это объективная ситуация, потому что он является самым надежным и конкурентоспособным. Ни СССР, ни тем более Россия никогда не перекрывали трубу по политическим мотивам. И крайне важно, что наш газ поставляется по очень выгодным для европейцев ценам.

Евро-бюрократы в последние годы постоянно заявляют о необходимости диверсификации и об усилении безопасности поставок энергоносителей, при этом постоянно предпринимают шаги по ограничению российских поставок. Однако в обстановке падения собственной добычи и невозможности увеличения поставок из других регионов на фоне роста потребности — это только политический лозунг. Причем, во вред себе.

В реальности вместо либерализации европейского газового рынка получается как раз ограничение поставок во вред энергетической безопасности. «Третий энергетический пакет», согласно которому важнейшими задачами являются обеспечение эффективности и диверсификация импорта природного газа, на деле был выгоден лишь американцам. Сейчас же снижение цен вызвало обвал добычи нефти в США, что вызвало лишь новые проблемы.

Наращивание поставок энергоносителей из России в Европу является самым перспективным направлением с большими возможностями. Для этого имеется достаточная инфраструктура и возможность ее развития. Тем более сейчас после возобновления нормальных взаимоотношений России и Турции. Да и болгары уже просились вернуться в проект «Южный поток»...

«Уйти от поставок российского газа Европе не реально, — сказал Правда. Ру заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Преувеличение, что Европа пыталась это сделать, хотя может, кто-то и питал иллюзии на этот счет. На самом деле никаких предпосылок и возможностей для этого нет. А главное, это и не нужно, потому что нельзя говорить о какой-то односторонней зависимости, это взаимный экономический интерес и взаимная стратегическая выгода для России и Европы.

Наши непосредственные партнеры доверяют России. Но ситуация искусственно политизируется, особенно в Польше и Прибалтике. Хотя ситуация там очень сильно расходится с политическими явлениями, и та же самая Польша в конце 2000 годов была вынуждена вновь просить увеличить контрактные объемы Газпрома, потому что альтернативные источники энергоснабжения не были найдены».

Очевидно, что представителям западной элиты — в первую очередь, конечно же, американской — не нравится энергетическая взаимозависимость России и Европы, потому что она не позволяет делать обеим сторонам направленные друг против друга действия. Как отмечает Алексей Гривач, политические разговоры об энергобезопасности только подогревают ситуацию. Сотрудничество выросло в самый разгар холодной войны, и Россия никогда не перекрывала вентиль по политическим мотивам ни одному партнеру.

«Турция зависит от российского газа более чем на 50 процентов. Очень серьезные проблемы во взаимоотношениях с Турцией у нас были на протяжении полутора лет, но поставки газа продолжались, — напоминает Алексей Гривач. — Были контрактные проблемы, когда невозможно было поставлять газ из-за отсутствия контрактных обязательств Украины в 2009 году. Это привело к транзитному кризису, потому что Украина начала воровать газ.

В 2018 году заканчивается контракт на транзит с Украиной, который хоть как-то обеспечивает правовую и коммерческую сторону поставок. Украина не обращалась с предложением к Газпрому продлить контракт на транзит. Поэтому 1 января, возможно, опять будет транзитный кризис, и половина Южной Европы газ не получит, если Украина не подпишет соглашение, а выставит неприемлемы условия.

Это огромный риск, поэтому идет работа над тем, чтобы этот риск минимизировать. Украинская система стареет, и соответственно, Украине придется существовать в новых условиях, когда ей надо будет предлагать конкурентоспособную услугу. А наша задача сделать так, чтобы эта услуга не была монопольной. Пока же по ряду стран украинский маршрут является единственно возможным.

Но проект „Южный поток“ не может состояться в новых условиях, почему, потому что нужно обеспечить соответствии новому европейскому законодательству, а оно запрещает поставщику газа строить инфраструктуру, инвестировать в строительство газотранспортной инфраструктуры на территории ЕС без специального разрешения Еврокомиссии.

Напомню, что на проект „Северный поток“ антимонопольный орган Германии выдал разрешение через неделю, потому что никаких формальных препятствий для учреждения совместных предприятий не было, но поляки политизировали этот процесс, что лишний раз свидетельствует о том, что верховенство права в Европе достаточно условно».

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Источник: Pravda.Ru, 06.09.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики