Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые «хочу» Минска: Белоруссия может угодить в украинскую ловушку

Газовые «хочу» Минска: Белоруссия может угодить в украинскую ловушку

Сегодня стали известны детали вариантов нового соглашения Москвы и Минска по газу. Вчера, как уже сообщало EADaily, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что переговоры о цене на газ практически завершены и Москва якобы пошла на уступки.

На деле, это оказалось не совсем так. Минск предложил Москве три варианта ценообразования на покупаемый природный газ. Об этом, как сообщает информационное агентство «БелТА», рассказал вице-премьер страны Владимир Семашко после встречи с Александром Лукашенко.

«Мы разработали несколько подходов к ценообразованию, основываясь на тех межправсоглашениях, которые мы подписали в предыдущие периоды», — сказал Владимир Семашко. Речь идет о доступе к газотранспортной системе, ценообразованию на газ и равных условиях хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза.

Первый вариант соглашения заключается в равнодоходных ценах. Они более всего устраивают Минск.

Второй компромиссный вариант — привязка к нынешним внутрироссийским ценам с рядом условий. В том числе, оплатой рублями.

Третий вариант — определенные субсидии. Его согласовывали с российским вице-премьером Аркадием Дворковичем.

«Как всегда, все самое главное кроется в деталях. Вариант с субсидиями, предполагаю, временный. Что касается белорусского по равнодоходным ценам, то он может бумерангом ударить по самой стране, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Что мы имеем сейчас? У Белоруссии есть контракт, по которому она покупает газ по внутрироссийским ценам на момент подписания документа и платит в долларах ($ 132,77 за тысячу кубометров — прим. ред.). На момент подписания контракта это была выгодная цена по сравнению с ценами на российский газ для стран Европы. Разница составляла 200−300 долларов за каждую тысячу кубометров. После этого вместе с ценами на нефть серьезно снизилась и стоимость газа для стран Европы. После чего Белоруссия заговорила о равнодоходных ценах. То есть, платить, например, как Германии, но за вычетом стоимости транзита и экспортной пошлины. Да, получится ниже нынешней контрактной цены. Но кто сказал, что цены на газ останутся на прежнем уровне и позже Белоруссия, как в свое время и Украина, не окажутся в крайне невыгодной ситуации?! И что тогда — Белоруссия снова будет требовать пересмотра контракта? Заметьте, в 2014 и 2015 годах, когда цены на газ для стран Европы были существенно выше, Минск не предлагал пересмотреть контракт и перейти на равнодоходные цены».

Замдиректора ФНЭБ считает, что требование Минска изменить формулу ценообразования при этом сложно назвать партнерским. «Соглашение заключалось в пакете с контрактом на приобретение „Газпромом“ компании „Белтрансгаз“, — говорит Алексей Гривач. — Минск получил 5 млрд. долларов, а покупатели, соответственно, хотят вернуть свои инвестиции. Сейчас же Белоруссия решила пересмотреть контракт и предприятия страны недоплачивают „Белтрансгазу“, где может получиться ситуация, что будет попросту нечем платить зарплату сотрудникам».

Компромиссный вариант, очевидно, предполагает ту версию, о которой еще в августе писал «Коммерсант» со ссылкой на свои источники. По данным издания, во время переговоров было предложено погасить долги за газ, после чего отказаться от привязки цены на газ для Белоруссии к доллару и изменить формулу определения стоимости «голубого топлива». С 2017 года, уточнили источники издания, стоимость газа для Белоруссии будет определяться по средней цене по единой системе газоснабжения (ЕСГ) России, умноженной на повышающий коэффициент. Таким образом, стоимость газа для Белоруссии в 2017 году составит около 6 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. В оставшиеся месяцы 2016 года газ в Белоруссию будет поставляться по твердой цене в 6,3 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м.

В любом случае, считает эксперт, каждый из вариантов имеет свои ограничения для Белоруссии, и Минск все-таки получит цены на газ ниже, чем в Европе хотя бы на величину экспортной пошлины. «Другой вопрос — как интегрировать это в юридические документы. Это, очевидно, одна из тем, которую и обсуждают на переговорах», — говорит Алексей Гривач.

Напомним, что суть газового конфликта России и Белоруссии состоит в том, что в Москве считают, что Белоруссия задолжала по контракту более $ 270 млн. Поэтому компания «Газпром Трансгаз Беларусь», являющаяся дочерней структурой «Газпрома», подала иск в белорусский арбитражный суд по поводу недоплаты за газ, поставленный белорусским предприятиям-потребителям. По версии белорусской стороны, никакой недоплаты и задолженности перед российским поставщиком не существует, так как Белоруссия имеет право расплачиваться за российский газ по «равнодоходным ценам».

Источник: EADaily, 12.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики