Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия предложила три варианта ценообразования на российский газ

Белоруссия предложила три варианта ценообразования на российский газ

Она рассчитывает убедить «Газпром» подписать документы за два дня

Россия и Белоруссия обсуждают три варианта ценообразования для российского газа, сообщил заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко, передало белорусское агентство «Белта». Президент Белоруссии Александр Лукашенко поставил задачу до 14 сентября выйти на подписание протокола по газу, заявил Семашко. В воскресенье Лукашенко заявил, что Минск и Москва практически договорились о цене на российский газ. Минск ожидает предложений с российской стороны, добавил Лукашенко.

Наиболее выгодным вариантом для Белоруссии Семашко назвал равнодоходные цены (основанные на принципе равной доходности с экспортом в Европу. – «Ведомости»). Этот принцип заложен в подписанных соглашениях, пояснил «Ведомостям» представитель премьер-министра Белоруссии.

Стороны по-разному трактуют межправительственные соглашения по газу, пояснял министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик: «Российская сторона считает, что есть цена «Ямала». Мы считаем, что с 1 января должны действовать рыночные равнодоходные цены». Равнодоходной белорусский министр называл цену в $73 за 1000 куб. м.

Вариант, который, по словам Семашко, предложила Москва, предполагает некие субсидии; третий, компромиссный вариант – привязку к внутрироссийским ценам с рядом условий. Условия и размер субсидий белорусская сторона не раскрывает.

Новая схема ценообразования, согласованная на рабочем уровне, предусматривает рублевую формулу на основе средней цены на газ в России с повышающим коэффициентом цены вместо долларовой, писал в конце августа «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. В результате газ для Минска мог бы подешеветь в 2017 г. примерно на 30% до 6000 руб. за 1000 куб. м. К 2025 г., когда должен заработать единый рынок электроэнергии двух стран, стоимость газа в России и Белоруссии сравнялась бы. Вице-премьер Аркадий Дворкович это опровергал, министр энергетики Александр Новак говорил, что договоренность еще не достигнута.

Представители Дворковича, Минэнерго, Минэкономразвития отказались от комментариев. Представители минэнерго Белоруссии, «Газпрома» не ответили на запрос «Ведомостей».

Цена российского газа для Белоруссии была $132 за 1000 куб. м, затем российская сторона согласилась снизить ее до $100 за 1000 куб. м, знает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Уровень в $73, который предлагала белорусская сторона, его удивляет. Для сравнения: в Ленинградской области 1000 куб. м газа обходятся в $90, в Смоленской области на границе с Белоруссией – примерно в $85.

Действующее межправительственное соглашение основано на внутрироссийской цене, указывает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Уровень цены, из-за которого и возник спор, похоже, уже согласован, считает Гривач. «Вопрос, как к этому уровню цены прийти, – может быть долгосрочный механизм в дополнение к действующему соглашению, заключение нового соглашения», – отмечает он. Насколько выгодным будет тот или иной вариант для российской стороны, зависит от величины субсидии или формулы, по которой будет считаться равнодоходность, полагает заместитель гендиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. России нужны стабильные и понятные правила игры с Белоруссией, продолжает Гривач. Если Минск еще ждет предложений от Москвы, говорить об успехе переговоров преждевременно, сказал Крутихин. «На мой взгляд, все будет решаться в Кремле», – заключает он. 

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 12.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики