Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый спор с РФ: Лукашенко устал терять нефтяные доходы

Газовый спор с РФ: Лукашенко устал терять нефтяные доходы

Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил договориться о стоимости российского газа за два дня. Предполагается, что проблему со стороны Минска решит белорусский вице-премьер Владимир Семашко.
 
«Если Александр Лукашенко дал распоряжение найти компромисс, значит, белорусская экономика несет ощутимые потери из-за этого спора — как все могли убедиться, российская сторона этот вопрос не форсировала, — рассказал ФБА „Экономика сегодня“ руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Долг в сотни миллионов долларов накопился из-за того, что белорусы, вопреки договоренностям, решили платить по 73 доллара за тысячу кубометров, а не по оговоренным контрактом 132 долларам. В ответ Россия перекрыла поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы до погашения долгов, что стало чувствительным ударом по экономике соседней страны. Сегодня власти соседнего государства, видимо, пришли к выводу, что дальнейшее противостояние им не выгодно».
 
Ранее стало известно, что белорусский лидер Александр Лукашенко дал поручение вице-премьеру Владимиру Семашко в течение двух дней урегулировать с Россией вопрос цены на газ. К 14 сентября должен быть подписан соответствующий протокол. Семашко объяснил: Минск рассматривает три варианта ценообразования, один из которых даже обсуждался с российским вице-премьером Аркадием Дворковичем. Однако на прошлой неделе итоги договоренностей белорусов не устроили.
 
«Минск вполне естественно пытается выбить максимум преференций, но они итак уже предоставлены сверх всякой меры. Цена на газ для Белоруссии более чем лояльная, при этом российский поставщик готов предоставить дополнительный дисконт. Соседям этого было мало. Однако подсчитав убытки из-за недопоступления доходов от переработки нефти, они поняли: потери несопоставимы с льготами, которые в перспективе можно получить. Потому уже на этой недели, думаю, мы увидим подписание протокола», — отмечает эксперт.

Три варианта ценообразования

Белорусы заявляют, что справедливой считают стоимость газа менее 80 долларов за тысячу кубометров. Тогда как Европе «Газпром» продает тот же объем по 180 долларов, для россиян этот показатель немного превышает 80 долларов. Долг за предыдущие поставки Белоруссия должна выплатить по имеющимся сегодня договоренностям, которые официально расторгнуты не были.
 
«Для Минска характерно непредсказуемое поведение в истребовании уступок и преференций, вплоть до прямого нарушения договоров. Однако сегодняшняя ситуация показывает: Москве удалось настоять на своем и удержать свои позиции. Потери Минска от недопоставленной нефти при этом сравнимы с уже накопленными задолженностями за газ — больше играть в эти игры Лукашенко не хочет.
 
Если в ближайшие дни будет подписан протокол о договоренности по новой цене, вскоре возобновятся и нефтяные поставки. Полное восстановление энергетической кооперации выгодно обеим странам, убытки от демаршей Киева тоже достались обоим. Вряд ли Россия будет истребовать недополученную прибыль — это не отвечает сегодняшним партнерским отношениям с соседней страной. Но и Лукашенко, скорее всего, понял: выгоднее достигнуть долгосрочного компромисса, чем продолжать убыточное противостояние. В перспективе же, к 20125 году, когда намечено создание единого энергетического рынка ЕвраАзЭС, Минск все равно получит желаемые преференции. Для него важно не рвать долгосрочные партнерские отношения, а развивать их — скорее всего, власти соседней страны это поняли», — делает вывод Александр Пасечник.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 12.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики