Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Черногория не станет новой Норвегией

Черногория не станет новой Норвегией

Дочерние компании OAO «НОВАТЭК» и Eni подписали с правительством Черногории концессионное соглашение о разведке и добыче углеводородов на четырех шельфовых блоках страны.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Я не думаю, что в Черногории может быть обнаружено какое-либо крупное месторождение. Явно эта страна не станет новой Норвегией. В этом регионе не видно большой добычи. Самое крупное, что бросается в глаза, это израильское месторождение Левиафан. Других позитивных примеров на шельфе мы там в общем-то и не видим. Хотя в свое время была большая информационная волна о том, что активно будет добывать и Кипр, и Греция. Но из этих трех районов работы более-менее активно идут только у Израиля.

Информация о том, что НОВАТЭК И ENI будут разрабатывать шельф Черногории – это скорее из области информационной работы. Вопрос, почему в этом проекте участвует НОВАТЭК, можно объяснить тем, что компания всячески пытается добиться права самостоятельного экспорта газа в Европу по трубопроводу. Пока компании в этом праве российские власти отказывают, и либерализации не происходит. НОВАТЭК же не прекращает попыток показать, что если бы ему разрешили экспортировать газ, то можно было бы увеличить добычу в России. С этим предложением он не так давно обращался к властям, но разрешения на самостоятельный экспорт газа ему не дали. Поэтому НОВАТЭК, раз ему нельзя добывать газ в России, покупает его на спотовом рынке для исполнения своих контрактов, а со временем будет добывать его в Европе, в частности в Черногории.

Причем цель НОВАТЭКА не добыча газа в Европе, а информационная составляющая процесса – демонстрация того, что Россия упускает возможности для увеличения добычи и дополнительные прибыли для бюджета из-за того, что компания повысит добычу не в России, а в Черногории. Думаю, что во всей этой истории главный адресат – российский президент. Насколько я помню, на Восточном экономическом форуме господин Михельсон заявлял, что приоритетом для него остается внутренний рынок, а не проекты в том же самом Израиле. Поэтому НОВАТЭК показывает, что уходит из России не ей в ущерб, а потому что вынужден. По этой тонкой грани ему надо лавировать, чтобы лоббировать разрешение на экспорт трубопроводного газа. Последнее слово все равно за президентом. И цель черногорской добычи – не больше добывать, а добиться этого самого разрешения.

В данной ситуации сама Черногория ничего не теряет, она просто дает право на разработку. Платит тот, кто пытает удачу. Но игра стоит свеч. Если НОВОТЭКУ разрешать добывать газ в Росси, значит, за ним потянется и Роснефть. И тогда два крупнейших независимых производителя будут продавливать реформу не просто экспорта, а всей газовой отрасли России, приведя ее к форме нефтяной с выделенной газотранспортной составляющей и продажей всего остального (как было с РАО ЕЭС). Скорее всего, больших вложений в разработку черногорского шельфа от НОВОТЭКА ждать не стоит. И еще вопрос – будет ли он вообще туда что-либо вкладывать. В среднесрочной перспективе большие вложения навряд ли потребуются – от выяснения геологической структуры до бурения дело может и не дойти. Сейчас там на шельфе, я думаю, будут заниматься в основном сейсморазведкой, чтобы понять, какого рода месторождения на этих блоках. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 14.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики