Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мнение: решение по «Газпрому» показывает недоговороспособность Киева

Мнение: решение по «Газпрому» показывает недоговороспособность Киева

Верховный суд Украины отказался рассматривать жалобу «Газпрома» по антимонопольному штрафу. Теперь предстоят разбирательства в международных судах, где шансов у Киева никаких нет, сказал радио Sputnik эксперт по энергобезопасности Алексей Гривач.

Верховный суд Украины отказался рассматривать жалобу «Газпрома» на решение украинских судов предыдущих инстанций по штрафу Антимонопольного комитета в размере около 3 млрд долларов.

«На рассмотрении Верховного суда было заявление „Газпрома“, вчера вынесено определение об отказе в открытии производства», — сообщил в среду представитель суда.

Верховный суд — последняя судебная инстанция на Украине, дальше можно обратиться только в международные суды. 

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в 2015 году наложил на «Газпром» штраф, основанием для которого стало якобы злоупотребление монопольным положением компании на рынке транзита газа. В «Газпроме» тогда высказали удивление, так как компания не ведет на Украине предпринимательской деятельности: на западной границе России «Газпром» передает газ «Нафтогазу».

Глава АМКУ Юрий Терентьев заявлял, что комитет подготовил иск о принудительном взыскании с «Газпрома» 3 млрд долларов, который планирует подать в случае невозможности добровольного взыскания штрафа.

Позже «Газпром» оспорил штраф в украинском суде, но иск вернули без рассмотрения. При этом украинские суды всех инстанций отказали в удовлетворении жалобы «Газпрома», в которой он просил признать незаконность такого возврата.

По словам заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, действия Украины в отношении «Газпрома» неправомерны.

«Украинские власти беззастенчиво разыгрывают политическую карту в наших газовых взаимоотношениях. Это такая же история, как если бы Федеральная антимонопольная служба России выписала штраф „Нафтогазу“ или правительству Украины за то, что они являются монополистом в транзите российского газа в Европу через украинскую территорию. Поэтому этот идиотизм даже сложно комментировать. В действиях Украины нет никакой правомерности, а логика — только политическая. К тому же, это пиар: рассказать, вот, мол, сейчас возьмем с „Газпрома“ три миллиарда долларов», — сказал Алексей Гривач в эфире радио Sputnik.

По мнению эксперта, точка в этой истории не поставлена.

«Будут разбирательства в международных инстанциях. И там, я уверен, никаких шансов у Украины доказать свою правоту нет. Но сам факт подобных действий Украины показывает недоговороспособность ее нынешних властей, а также риски для транзита российского газа через территорию Украины, а значит — справедливость и обоснованность действий России по диверсификации маршрутов поставок газа в Европу», — отметил Алексей Гривач.

Источник: РИА Новости, 21.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики