Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Американские палки в «газпромовских колесах»

Американские палки в «газпромовских колесах»

США планомерно противодействуют российским энергетическим проектам. Им уже удалось сорвать строительство «Южного потока» руками Болгарии. Теперь вице-президент США Джозеф Байден уговаривает руководство Швеции заблокировать строительство «Северного потока-2». Шансы реализовать проект появятся только если Европа будет руководствоваться собственными интересами. Почему США и часть элит Евросоюза блокируют российские газопроводы в Европу?

Одним из главных постулатов политики самостоятельного государства на мировой арене является принцип прагматизма. Но для эффективного взаимодействия с другими странами руководители этого государства должны завуалировать свои прагматические действия благими намерениями.

С этой точки зрения показателен кейс прошедшей в Рио-де-Жанейро Олимпиады. Спортивные чиновники западного происхождения отстранили часть российских олимпийцев и паралимпийскую сборную РФ в полном составе от участия в Олимпиаде под предлогом допингового скандала.

Прагматизм – устранить конкурентов в спорте и «уколоть» российское руководство неформальными санкциями за независимую внешнюю политику. Фасад благих намерений – борьба с допингом. Однако в условиях информационного глобального общества сложно построить непроницаемый фасад. Поэтому вскоре всплывают истории с «тяжелобольными» американскими спортсменами, которым лекарство доктор прописал. 

На кону – 55 миллиардов кубометров газа 

Подобные истории многие связывают с двойными стандартами, но это скорее обычная реальная политика. Но если Олимпиада проходит в мире каждые два года, то экономические процессы идут непрерывно, и часто особенности реальной политики заметны именно здесь.

В настоящее время мы можем наблюдать противостояние России и части западных элит по вопросу строительства газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря. Этот проект предполагает прокладку двух ниток газопровода от Усть-Луги в Ленинградской области до немецкого Грайфсвальда суммарной мощностью 55 млрд. куб. м. газа в год.

Игорь_сп.png

Источник: «Газпром».

Новый газопровод, который предполагается построить до конца 2019 г., должен будет стать дополнением к уже работающему «Северному потоку». Их общая пропускная способность составит 110 млрд. куб. м. газа в год.

Оба газопровода – это часть стратегии «Газпрома» по созданию альтернативных маршрутов доставки газа в Европу.

Фактически, речь идет о том, чтобы построить газопроводы, используя которые можно было бы получить возможность отказаться от транзита через Украину.

Право на диверсификацию 

Cами европейцы и американцы постоянно говорят о необходимости всеобъемлющей диверсификации. В частности, Брюссель в 2010 г. принял «Регулирование ЕС №994/2010». Этот документ обязывает страны Евросоюза иметь не менее трех источников поставки газа.

При этом Евросоюз фактически отказывает России в праве проводить диверсификацию маршрутов доставки газа.

Показательно, что «Газпром» и его европейские партнеры вкладывают собственные средства в строительство газопроводов, не привлекая деньги Евросоюза. Но это для Брюсселя не важно, так как против российских проектов выступает объединенная коалиция в лице США и части европейских политических элит. Они руководствуются собственными интересами.

Одна из причин противодействия Евросоюза и США российским «потокам» –нежелание самостоятельно спонсировать Украину. Ежегодно за транзит Киев получает от «Газпрома» $2-3 млрд. Если Украина потеряет статус транзитера, она станет требовать эту сумму у западных партнеров.

Последние, в свою очередь, хотят переложить бремя финансирования Украины на Россию. В августе 2016 г. представитель Госдепа США Амос Хохштайн заявил, что остановка транзита через Украину лишит ее $2 млрд., что приведет к краху украинской экономики. Показательно, что заявление было сделано в Словакии, которая также получает деньги за транзит российского газа, приходящего к ней из Украины.

К тому же, в случае получения гарантий сохранения транзита российского газа через Украину, американские и европейские компании смогут купить 49% в компании операторе украинской ГТС.

Просто бизнес: почему Вашингтон мешает Евросоюзу? 

У США есть и более фундаментальные причины для противодействия России на европейском газовом рынке. Часто можно услышать мнение о том, что США хотят оттеснить «Газпром» от рынка газа Европы для того, чтобы поставлять туда собственный сжиженный природный газ (СПГ). Действительно несколько американских танкеров СПГ уже прибыли в Старый Свет. Но к ним есть много вопросов относительно экономики поставок.

Более того, стратегически США не выгоден масштабный экспорт собственного газа, так как это приведет к росту цен на внутреннем рынке. Сейчас же дешевый сланцевый газ позволяет американцам поддерживать низкие цены на электроэнергию, что в конечном этапе понижает себестоимость конечных товаров, произведенных на территории США. Отсюда можно сделать вывод, что

в долгосрочной перспективе США выгодны высокие цены на энергоносители в Европе, чтобы американские товары были более конкурентоспособными по сравнению с европейскими аналогами.

Но для этого нужно убедить Евросоюз во «вредности» российского газа, а также в необходимости подписать соглашение о Трансатлантической зоне свободной торговли (позволит убрать барьеры на пути американских товаров на рынок ЕС).   

Неформальные санкции против «Газпрома» 

Стоит также отметить, что США, хотя и не вводили санкции против «Газпрома», оказывают на него давление, что является, по сути, неформальными санкциями. Вот так выглядит эта реальная политика. 

  • В 2014 г. премьер Болгарии Пламен Орешарски пообщался в Софии с сенаторами-республиканцами Джоном Маккейном и Роном Джонсоном и демократом Кристофером Мерфи, после чего заявил о запрете строительства «Южного потока» на болгарской территории.
  • В августе 2016 г. вице-президент США Джозеф Байден обсудил с премьер-министром Швеции Стефаном Левеном в Стокгольме вопросы энергобезопасности Европы. А уже в сентябре глава МИД Швеции Маргот Валльстрем заявила: «Швеция будет делать все возможное, чтобы прокладка газопровода не состоялась с учетом соображений безопасности и охраны окружающей среды». 

Швеция_Байден.jpg

Встреча премьер-министра Швеции Стефана Левена и вице-президента США Джозефа Байдена. Источник: sverigesradio.se.

В случае со Швецией риски для России действительно высоки. Хотя Воллстрем сообщила, что у ее страны нет юридических оснований для блокировки «Северного потока-2», маршрут газопровода проходит через территориальные воды Швеции. Это значит, что Стокгольм все-таки может поддаться давлению со стороны США и Брюсселя и обнаружить основания для запрета на строительство.

16 сентября оператор «Северного потока-2» компания Nord Stream 2 AG подала заявку в правительство Швеции на получение разрешения на строительство газотранспортной системы. Однако раскручиваемая антироссийская риторика в Швеции показывает, что риски блокировки «Северного потока-2» возрастают.

Например, шведские СМИ сообщили, что «новая информация о возможной угрозе со стороны России повлияла на решение властей Швеции разместить постоянный военный контингент на острове Готланд в Балтийском море». Именно около этого острова и предполагается проложить новый российский газопровод.

Прагматизм все же есть не только у противников строительства «Северного потока-2», но и у его сторонников. Например, в ситуации с Украиной часть политико-экономических элит Европы все же думает о надежности газоснабжения своих стран, а российский газопровод на Балтике ее повышает.

К тому же в северо-западной Европе продолжается падение собственной добычи, что вынуждает наращивать импорт. 2016 г. показывает, что возрастающий спрос покрывает именно «Газпром». С начала года и до 15 сентября 2016 г. «Газпром» нарастил поставки газа в дальнее зарубежье на 9,4% или на 10,3 млрд. куб. м. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам 2016 г. концерн ожидает поставить в Европу 170 млрд. куб. м. против 159,4 млрд. в прошлом.

Минусом для «Газпрома» является пассивное поведение европейских экономически ориентированных политических элит. Они боятся публично поддерживать «Северный поток-2», так как на волне антироссийской истерии их могут обвинить поддержке всех внешнеполитических действий Москвы.

России остается только играть с оппонентами по их же правилам. Пример с Олимпиадой показал, что можно принимать самый ужасный допинг, если отправить в WADA записку от знакомого врача.

Так же и в газовой сфере. Формальное соблюдение «Газпромом» норм европейского законодательства поставит противников российских газопроводов в сложное положение. Почему бы, в частности, не припомнить ЕС норму Третьего энергопакета, обязывающую европейцев самим строить газопроводы на своей территории по запросу поставщика?

Или обеспечить «Газпрому» равный доступ к конечному потребителю?  Впрочем, нынешняя зима может существенным образом изменить ситуацию. К началу отопительного сезона в украинских подземных хранилищах объем газа находится на историческом минимуме. Любой срыв транзита, при всем сочувствии ЕС к Киеву, заставит взглянуть на «Северный поток-2» новым взглядом.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 27.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики