Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Льготы не могут быть вечными»

«Льготы не могут быть вечными»

На субботу назначен газовый саммит в Москве. Украинские представители, похоже, на него не прибудут. Но это не значит, что Украина сможет игнорировать его решения. В этом уверен руководитель российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский огласил ценовые предложения украинской стороны. По его словам, базовая цена в первом квартале должна составлять 192,6-218,8 долларов за тысячу кубометров при транзитной ставке в 2,2-2,47 долларов за прокачку тысячи кубометров на 100 км. Он допускает договоренности по ценам в 235-250 долларов, но в этом случае транзитная ставка должна быть 3,6-4 доллара. О каких ценах вообще должна вестись речь на переговорах?

— С одной стороны, понятно, что все формулы, которые используются, являются не вполне адекватными. И поэтому вполне корректно ставить вопрос о том, какая формула должна быть заложена в цену, так как даже та цена на газ, которая строится на основе цены нефти и применяется в мире или в Европе, выглядит не совсем корректно. Но это вопросы стратегические, глобальные и сейчас их одним махом не решить. Поэтому очевидно, что цену газа для Украины нужно приравнять к каким-то ориентирам; таким ориентиром должен быть рынок стран Западной Европы, в частности Германии. Поэтому надо брать нынешнюю цену на газ в Германии, из которой вычтена цена транзита и фиксировать ее ежеквартально, как это делается в Европе.

Исходя из этого, ясно, что те ценовые предложения, которые озвучиваются украинской стороной — это бред, и это все знают. Посмотрите, сегодня за газ на Балканах платят более 400 долларов, в частности в Болгарии 440, несмотря на то что транзитное плечо по доставке газа в этот регион достаточно большое.

Поэтому цена на газ для Украины в первом квартале должна быть не менее 400 долларов, что вполне оправданно, учитывая нынешнее цены на газ в Европе. Конечно, вследствие падения цен на нефть далее цена газа будет снижаться. Но только связывая цену на газ в Европе с его ценой для Украины можно выйти на определение ее уровня для соседней страны.

— То есть вы считает, что эти два показателя — цена на газ и цена на транзит — должны быть увязаны? Ведь тот же Соколовский так поступает, когда говорит, что при разной цене газа должны быть разные ставки транзита.

— Цена на газ совсем не связана с ценами на транзит таким образом, как это представляет господин Соколовский, который, делая подобные предложения, повторяет одни и те же украинские байки: мол, если вы увеличите цену на газ, то мы кратно увеличим цену на транзит. Проще поступить по-другому. Возьмите среднеевропейские показатели транзитных цен, и вы увидите, что они не такие фантастические. Хотя и сейчас транзитная сумма для России набегает весьма внушительная, и мы регулярно платим за транзит порядка 2 млрд долларов в год. Но все-таки главное — договориться о ценах на газ, а потом уже договариваться о ценах на транзит.

— На ваш взгляд, такая договоренность будет сегодня достигнута на саммите в Москве?

— Думаю, что нет, потому что у меня полное ощущение, что Украина никого не собирается присылать и принимать на этом саммите какие-либо решения.

— Но, насколько я понимаю, европейские представители на саммит все же приедут.

— Да, но если Украины там не будет, как можно договориться о цене на газ для Украины в ее отсутствие?

— Какие решения тогда может принять этот саммит?

— Будут обсуждаться меры давления на Украину в условиях, когда Украина ничего не хочет делать для решения газовых проблем и открыто заявляет, что газа у нас много, будем до последнего держаться. Скажем так, будет обсуждаться вопрос о том, как бороться с идиотизмом Украины.

И ключевое решение уже принято. Оно состоит в том, что необходимо создать международный консорциум, который бы покупал у России технологический газ для Украины. К чему это приведет? К тому, что скоро Украина возьмет в толк, что она отвечает за надежность поставок газа уже не перед Россией, а перед международным консорциумом, который в ближайшее время поставит вопрос о смене собственника украинской газотранспортной системы.

— Как вы считаете, с юридической стороны ситуация изменилась? Ведь во время предыдущего газового конфликта России и Украины в 2006 году ни о каких судебных претензиях сторон друг к другу речь не шла. А сейчас некоторые европейские газовые компании подают в суды. В том числе на «Газпром».

— Просто иски будут поданы против «Нафтогаза». Я не спорю, иски могут быть поданы и против «Газпрома», но он также должен подать иск на «Нафтогаз».

— Но пока этого не сделано. Как вы думаете — почему?

— Не знаю, сделано это или нет. По этому вопросу надо звонить руководителю юридического департамента «Газпрома». Может быть, просто не до этого сейчас.

— Отдельный вопрос — о цене технологического газа, который должен обеспечивать транзит, и о том, кто вообще должен покупать этот газ. Какая практика на этот счет существует, почему этот вопрос поднимается?

— Известно, что газ этот Украина использовала, а потом уже оплачивала «Газпрому», который фактически поставлял этот газ в долг. Поэтому и возникла идея создать отдельный международный консорциум, который закупал бы этот газ у «Газпрома», и затем передавал его Украине авансом. То есть пока речь идет о том, чтобы передавать авансом. А дальше, как я сказал, у Украины возникнет долг за этот газ, но уже не перед «Газпромом», а перед этим консорциумом.

— Таким образом, раньше ситуация носила один порядок, а сейчас «Газпром» и Россия настаивает на другом?

— Украина настаивает на том, чтобы «Газпром» ей этот газ по-прежнему передавал бесплатно, чтобы она когда-нибудь за него в будущем расплачивалась. А «Газпром» настаивает на другом порядке, который заключается в том, чтобы Украина сначала платила, а потом получала газ.

— Получается, что раньше были какие-то скидки для Украины?

— Конечно, были. Представьте, к вам входит сосед и ест у вас конфеты. Вы это позволяете, позволяете, а потом вам эта халява надоедает. Да, раньше была система льгот, но это не означает, что она должна длиться вечно.

— Поступает информация, что Украина расконсервирует свои газовые скважины и собирается добывать оттуда какие-то дополнительные объемы. Может быть, вы имеете представление о том, во что это обойдется, о каких объемах идет речь и так далее?

— Я также слышал, что сейчас Украина начнет масштабную добычу угля и откажется от российского газа и так далее. Этим байкам много лет, ничего там не происходит, и потребление российского газа сокращается на Украине сейчас только потому, что ее экономика находится в стадии коллапса.
У страны, которая находится на грани дефолта, какие могут быть инвестиции? расконсервирование чего-то, тем более что запасов газа серьезных на Украине нет? Уголь на Украине есть, но как мы видим, углем она тоже заниматься не собирается. Так что все это лукавые истории.

— Вопрос о газовом потенциале Украины поднимается в том числе в связи с заявлением Юлии Тимошенко, что запас газа у Украины есть. Сколько, по вашим оценкам, может Украина продержаться, если поставок газа российского на Украину не будет и впредь?

— Да, действительно, в украинские хранилища было закачано достаточно серьезное количество газа, и Украина могла бы спокойно продержаться недель десять-двенадцать при прошлых объемах его потребления. Но поскольку сейчас экономика Украины находится в состоянии коллапса, я думаю, что семь-восемь месяцев — вполне реальный срок. Но просто логика какая-то странная: как будто Украину штурмуют, а она держится до последнего. Ей надо хоть как-то избежать ситуации, когда все ее объявят угрозой европейской безопасности, а она думает, сколько у нее газа, чтобы с Россией воевать. Газа-то, может, действительно хватит, но это-то как раз самая идиотская логика — воевать до последнего конца, лишь бы России насолить.

Беседовал Алексей Щеглов

Источник: BFM.ru, 17.01.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики