Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Снова поток

Снова поток

Турция сделала первый символический шаг к возобновлению спустя год проекта газопровода из России на свою территорию. Страна дала «Газпрому» разрешение на строительство морской части «Турецкого потока» в своих водах. Подписать межправительственное соглашение стороны рассчитывают во вторую неделю октября в Стамбуле, но эксперты считают, что делать Турцию транзитной страной довольно опасно.

В начале сентября «Газпром» получил первое разрешение от турецких властей на строительство морского участка газопровода «Турецкий поток». Турция выдала его в рамках подготовительных процедур по возобновлению проекта. Глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что «данный шаг отражает заинтересованность турецкого правительства в проекте „Турецкий поток“ и свидетельствует о переходе к его практической реализации». «Газпром» рассчитывает, что межправительственное соглашение по этому вопросу будет подписано в рамках Всемирного энергетического форума в Стамбуле 10-13 октября.

О заключении договора в октябре говорил и министр энергетики РФ Александр Новак, отмечая, что сейчас идет согласование этого документа и «дорожной карты». Но этого недостаточно для начала строительства. «Газпром» еще должен получить одобрение оценки воздействия на окружающую среду, а также решить вопрос с сухопутной частью проекта.

Это уже вторая попытка России и Турции построить газопровод между странами. В декабре 2014 года «Газпром» и турецкая Botas подписали меморандум о взаимопонимании по созданию трубы после того, как российская монополия из-за норм Третьего энергопакета отказалась от строительства газопровода South Stream из России в Болгарию. С декабря 2011 года у России уже имелось разрешение Турции на строительство южного коридора в ее территориальных водах. Разрешения касались прокладки отмененного газопровода South Stream (большая часть «Турецкого потока» должна быть уложена по маршруту South Stream). А 22 июня 2015 года страна дала добро на инженерные изыскания в экономической зоне и территориальных водах Турции для того участка «Турецкого потока», который будет проложен по новому маршруту по дну Черного моря (от точки, где South Stream должен был поворачивать в сторону Болгарии).

Изначально газопровод должен был включать четыре нитки по 15,75 млрд куб. м в год от Анапы до европейской части Турции через Черное море. Далее предполагались разные варианты поставок газа через Грецию в Южную Европу. Но переговорный процесс компаний шел тяжело, и после нескольких месяцев без заметного прогресса «Газпром» в середине 2015 года сократил мощность до двух ниток. А потом Анкара настаивала, чтобы речь шла уже только об одной ветке, газ из которой будет полностью потребляться на турецком рынке. Фактически она должна была заменить те 14 млрд куб. м газа, которые Россия сейчас поставляет в Турцию по западному маршруту через Украину. Срок действия контракта на транзит газа из РФ в Европу по нему истекает в конце 2019 года, и «Газпром» говорил, что он может быть не продлен.

Второй серьезной темой для разногласий являлась цена на газ. Турция была готова закупать больше российского газа и уже примеряла на себя роль транзитера, но требовала существенной скидки на газ, которую «Газпром» отказывался предоставить. Точку в переговорах поставил происшедший 24 ноября 2015 года инцидент, когда турецкий F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24. Спустя четыре дня указом президента Россия ввела в отношении Турции санкции. Был ограничен ввоз отдельных турецких товаров, чартерные воздушные перевозки между странами были отменены, а в декабре был свернут «Турецкий поток». Параллельно Россия договорилась о строительстве еще двух веток Nord Stream в Германию и Северную Европу.

Впрочем, о «Турецком потоке» вновь заговорили уже в середине января. Тогда министр энергетики Александр Новак подтвердил, что Россия по-прежнему рассматривает возможность строительства газопровода, «если будет окончательно проявлена заинтересованность от европейских и турецких партнеров». Чиновник сделал акцент на решении ЕК и группы министров энергетики бывших стран—участниц отмененного South Stream, которые как раз решали, как диверсифицировать газоснабжение Южной Европы.

В конце июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Владимиру Путину письмо с извинениями за гибель пилота сбитого Су-24 Олега Пешкова, которых ждали в Москве с момента инцидента. После этого отношения стран стали стремительно налаживаться. Переговоры по «Турецкому потоку» возобновились и фактически вернулись в ту точку, на которой закончились в прошлом году. В частности, речь шла только об одной нитке трубы. Такой вариант нерентабелен для «Газпрома» и самой Турции, так как газ по ней пойдет только на внутренний рынок страны, в то время как вторая нитка, на которой настаивает «Газпром», может обеспечить газом Балканы и юг Италии.

Как заявлял в середине сентября зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, в монополии рассчитывают запустить строительство газопроводов «Турецкий поток» и Nord Stream-2 в конце 2017 года. Срок завершения намечен на 2019 год. По словам топ-менеджера, «что касается второй нитки или в перспективе дополнительных ниток, это уже задача Европы вместе с Турцией определиться в объемах, сроках и назначении». По его словам, пока «Газпром» не планирует привлекать партнеров к строительству первой и второй ниток «Турецкого потока». Господин Медведев отметил, что стоимость проекта будет ясна после завершения всех процедур. Он подчеркнул, что сейчас речь не может идти о предоставлении Турции скидки на газ, с учетом того что стоимость газа на NBP (National Balancing Point) дешевле $100 за 1 тыс. куб. м.

Эксперты и раньше высказывали сомнения в привлекательности строительства газопровода через Турцию, обращая внимание на то, как тяжело обо всем договариваются стороны. Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечал, что замыкать на Турцию транзит российского газа в Европу по южному маршруту нецелесообразно. По его мнению, строить две нитки газопровода через Турцию и превращать ее в транзитную страну — «опасная история». Правильнее было бы построить одну нитку газопровода в Турцию, а вторую — в Болгарию и далее через перемычку в Грецию, считает эксперт.

Помимо «Турецкого потока» на фоне потеплевших отношений между Москвой и Анкарой «Газпром» заинтересовался строительством новых или покупкой действующих газовых электростанций в Турции. "Мы заинтересованы в том, чтобы на определенных условиях участвовать в проектах энергетики. Тем более что сейчас, когда цены упали, в Турции интерес к электрогенерации на газе еще больше вырос, чем он был раньше«,— сказал Александр Медведев.

Наладить отношения с «Газпромом» не против и Болгария. Страна была ключевой в рамках строительства газопровода South Stream и сначала разрешила России строить трубу на своей территории, но затем под давлением ЕК и США заморозила стройку. Теперь Болгария предлагает России 50% в будущем газовом хабе на своей территории. Об этом в начале сентября говорил глава местной газотранспортной компании «Бултрансгаз» Георгий Гегов. А премьер Бойко Борисов заявлял, что София «не позволит, чтобы крупнейшие газопроводы в Южной Европе шли в обход Болгарии». Болгария обсуждает с Еврокомиссией получение со стороны ЕК таких гарантий, которых требует Россия, и где будет четко записано, что болгарский газовый хаб может закачивать и российский газ.

И, как ни странно, Еврокомиссия уже согласилась допустить Россию на хаб. Руководитель департамента внутреннего энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт заявил, что площадка «может начать работать и без российского газа, но на позднем этапе это помешает его конкурентоспособности», так что «лучше, если бы российская сторона в этот проект включилась». При этом именно господин Борхардт является одним из авторов концепции хабовой торговли газом в ЕС, а также ряда положений Третьего энергопакета, которые осложнили работу «Газпрома» в Европе. В ответ глава «Газпрома» Алексей Миллер напомнил, что приоритетным по южному направлению для компании станет «Турецкий поток», а возрождение South Stream не обсуждается.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 30.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики