Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия в 1,5 раза повысила тариф на транзит российской нефти

Белоруссия в 1,5 раза повысила тариф на транзит российской нефти

Без согласования с Россией

С 11 октября транзит нефти по магистральным трубопроводам «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба» подорожает в 1,5 раза, следует из постановления белорусского министерства антимонопольного регулирования и торговли (текст опубликован на национальном правовом портале). Тариф по маршруту Унеча (Высокое) – Адамова Застава составит (в российских ценах) 400,98 руб. за 1 т нетто (без НДС), по маршруту Унеча (Высокое) – Броды – 172,23 руб., из Невеля (Великие Луки) до Полоцка и Высокого – 48,47 руб. Во всех случаях речь идет о приеме и транспортировке нефти в Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию, на Украину.

Последний раз Минск повышал тариф в феврале и всего на 10,4%.

Нефтепровод «Дружба» берет начало в Самарской области, доходит до границы России с Белоруссией, а далее разделяется на два направления. Северное ведет через Полоцк к прибалтийским портам Бутинге и Вентспилс. Южное – через Мозырь (Белоруссия) и Броды (Украина) в Восточную Европу.

В 2015 г. в систему нефтепроводов Унеча – Мозырь со стороны «Транснефть– Дружба» вошло 63,5 млн т нефти. Это более 25% всего экспорта российской нефти, прошедшего по системе «Транснефти» (около 230 млн т).

Минск поднял тариф накануне переговоров о цене на российский газ, которые должны пройти в начале этой недели (см. врез). Это взаимосвязанные вещи, не сомневается заместитель директора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Спор о газе 

Белоруссия настаивает на «равнодоходных» ценах (по мнению Минска, это $73 за 1000 куб. м), а Россия – на формуле, утвержденной в контракте. Минск с начала года недоплачивает за газ (сейчас Минэнерго оценивает долг в $270–300 млн), Россия в ответ сократила поставки нефти в Белоруссию. 

Между Россией и Белоруссией действует межправительственное соглашение, по которому тариф на транзит нефти стороны утверждают совместно. Но ни «Гомельтранснефть Дружба», ни «Полоцктранснефть Дружба» не направляли в «Транснефть» запросов о внеплановом изменении тарифов на транзит российской нефти, утверждает представитель российской компании. О чем «Транснефть» и проинформировала Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Повышение тарифов в 1,5 раза не было согласовано с Россией, подтверждает начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. Сначала, по его словам, Минск должен был уведомить об изменении тарифа «Транснефть» и у нее должно было быть 14 дней на ответ. Если стороны не находят согласия, то консультации выходят на уровень регуляторов. «Но в данном случае мы получили уведомление в одностороннем порядке», – говорит Махонин. Это нарушает межправсоглашение, вторит ему федеральный чиновник: «У белорусов есть право на одностороннее изменение тарифов, только если уполномоченные органы не договорились». Минэнерго ведет консультации с ФАС, «Транснефтью», компаниями и Белоруссией, сказал его представитель.

Российские компании могут сократить транзит нефти через Белоруссию – переориентироваться на российские Приморск, Усть-Лугу, Новороссийск, а заодно уменьшить поставки в саму республику, считает старший аналитик «Атона» Александр Корнилов, в августе 2016 г. по «Дружбе» прокачано 4,5 млн т, а по системе «Транснефти» через порты в Европу – 7,5 млн т.

Представители белорусского антимонопольного ведомства и нефтяных компаний в воскресенье не ответили на запросы.

Авторы: Галина Старинская, Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 02.10.2016 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики