Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит нефти повышаем, а газ держим в уме: Белоруссия идет по пути Украины

Транзит нефти повышаем, а газ держим в уме: Белоруссия идет по пути Украины

Белоруссия юридически нарушила процедуру установления тарифа на транспортировку нефти, рассказал журналистам заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов.
 
Тарифы на транзит российской нефти были подняты Минском в одностороннем порядке в среднем на 50%, а вступить в силу они могут уже с 11 октября. Консультации по этому вопросу пока продолжаются.

Нефтяной конфликт 

Будут ли консультации по тарифам на транзит нефти как-то увязаны с вопросом цен на газ для Белоруссии, и как в целом могут разрешиться энергетические споры Москвы и Минска, «Экономике сегодня» объяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
 
«Вся нефтяная история, начиная с сокращения объема поставок российской нефти в Белоруссию, и заканчивая односторонним повышением тарифов с их стороны, напрямую привязана к газу. Конфликт по поводу нефти имел место, но разрешился довольно быстро. России не понравилось, что Минск одно время поставлял нефтепродукты и дизельное топливо на Украину. Но позже «Транснефть» сама стала поставлять туда дизельное топливо, и вопросы все отпали. Сейчас правда российские поставки на Украину опять прекратились.
 
В то же время начался газовый спор по поводу цены. Нефтяная тематика здесь стала заложником газового спора, и пока он не будет разрешен, нефтянка  действительно будет страдать. Но газовый спор разрешить довольно сложно. Сейчас как раз готовится новый раунд переговоров по поводу поставок газа. Смысл там в том, что белорусы начали требовать для себя такой же цены, как на внутреннем российском рынке.

Белоруссия хочет газ, как в России 

Они ссылаются на межправительственное соглашение от 2011 года, по которому в случае если цены в России на газ становятся такими же как в Европе, они пересматриваются для Минска. В начале года появилась статистика, по которой цена на газ для Германии в связи с падением нефтяных цен примерно сравнялась с российской. И тут белорусы сразу начали апеллировать к правительственному соглашению.
 
Но есть две проблемы. Если Россия в принципе у себя откажется от регулирования цен на газ, и «Газпром» свободно будет выбирать рынок при одинаковой цене в Европе и внутри страны, то это равнодоходность. Но когда в отдельный момент цены у вас сравнялись, то это не равнодоходность, потому что если завтра цена нефти вырастет, то цена газа в Европе подрастет. У нас же газ не станет от этого стоить дороже. Цена все равно определяется по тарифам. Суть соглашения не выполнена, но белорусы считают иначе. Цена на газ для них, по их мнению, должна стать такая же как в России плюс стоимость доставки.
 
Россия пошла навстречу и предложила Белоруссии полностью переделать контракт – мы предложили  цену как в Смоленске, умноженную на определенный коэффициент, который бы в течение нескольких лет сравнялся с единичкой, и газ бы стал стоить бы как в Смоленске плюс стоимость доставки. Им предлагали продавать газ до конца года по фиксированной цене – 6300 рублей, а в Смоленске газ стоит 5200 рублей. И такая система позволила бы Минску покупать газ на 30% дешевле.

Белоруссия идет по пути Украины

Они согласились, но с условием пересчитать весь 2016 по новой цене. Мы же предлагали оплатить долги с января по предыдущим ценам, из-за расхождения тем временем образовалась задолженность на 300 млн долларов. И в этом вопросе до сих пор нет согласия.
 
Минск начинает давить на Россию и повышают тарифы на прокачку нефти в одностороннем порядке. Если они будут передавливать, то на высшем уровне могут вернуться к старому контракту, и для Минска никаких поблажек не будет. Противники союза с Минском в окружении президента сейчас могут воспользоваться ситуацией, чтобы продвигать аргумент, согласно которому  Белоруссия идет по пути Украины.
 
Здесь видны аналогии - новая украинская власть сразу назвала цену газа несправедливой и сказала, что потреблять газ будем, но платить нет. Они также подняли тариф на прокачку газа в одностороннем порядке. Определяющим в данном случае может стать мнение Путина».
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 04.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики