Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина требует с «Газпрома» $3 млрд, или Как страх замёрзнуть толкает к безумию

Украина требует с «Газпрома» $3 млрд, или Как страх замёрзнуть толкает к безумию

Украинские власти в суде потребовали взыскать с «Газпрома» более $3 млрд. Причина старая — Киев уже шесть лет набирает компромата на российскую госкомпанию, обвиняя холдинг в «злоупотреблении положением на рынке транзита газа».

Сегодня антимонопольщики подали заявление в Хозяйственный суд Киева на сумму почти в 86 млрд гривен ($3,3 млрд). Суть претензий едва ли логична — как считают в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ), в 2009–2015 годах российская компания нарушала условия транзитного контракта с «Нафтогазом Украины», в частности, сокращая объём перекачиваемого в Европу газа. При этом концерн являлся фактически единственным «клиентом» украинской ГТС, из-за чего, по версии Киева, управляющий трубами «Укртрансгаз» постоянно терпел убытки.

Как писал Лайф, претензии украинских властей фактически направлены против даже не самого «Газпрома», а правовых основ всей российской экспортной системы газовых поставок — по законам РФ «Газпром» наделён монопольным правом на экспорт голубого топлива любых поставщиков на территории страны. Это право каждый год, кстати, пытаются оспаривать многие российские недродобытчики, такие как «Роснефть» и «Новатэк».

Власти Украины ещё в январе предупреждали «Газпром», что в случае отказа от выплат по штрафу ему придётся отвечать в суде. Газовый гигант опередил их и сам попытался оспорить претензии Киева сразу в четырёх местных высоких инстанциях, но безуспешно — никто не решился рассматривать иск. В августе АМКУ заявил, что обратится в суд с требованием о принудительном взыскании, если «Газпром» не выплатит штраф добровольно. Что, собственно, и сделал.

Фактически украинские суды действуют за гранью международных договорённостей и норм, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Судить тут, по сути, нечего — между «Газпромом» и украинскими властями нет и не было никаких бумажных договорённостей о поставках газа. Соответственно, решения украинских судов не будут распространяться дальше границ Украины, и «Газпром» будет иметь полное право эти штрафы не платить, — замечает он.

Впрочем, действовать в одностороннем порядке Киеву не впервой — ранее он уже поднимал тарифы на прокачку газа без согласования с «Газпромом». Но поскольку договор был коммерческим, в отличие от данного случая, протест «Газпрома» может быть рассмотрен в Стокгольме.

— Логика такая — в одностороннем порядке можно делать всё, потому что в общем геополитическом конфликте России и Украины Запад на стороне Киева, — предполагает Юшков.

Очень похоже, что таким образом Киев страхуется от будущих рисков замёрзнуть зимой — если «европейского» газа не будет хватать, Украина может влезть в транзитную трубу, впоследствии оправдываясь перед Европой тем, что на это их своим «доминирующим» положением вынудил «Газпром».

В любом случае, развязки очередного раунда серии «Газпром» против Украины" стоит ждать не меньше пары-тройки лет, считает аналитик.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 05.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики