Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток»: Москва и Анкара договорятся – что скажет ЕС?

«Турецкий поток»: Москва и Анкара договорятся – что скажет ЕС?

Соглашение между Россией и Турцией по проекту строительства газопровода «Турецкий поток» может быть подписано в Стамбуле 10-12 октября в ходе заседания межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Об этом сообщил министр энергетики России Александр Новак.

ЕС боится зависимости от российского газа, но погружается в нее

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, с Анкарой у России противоречий по проекту нет, поэтому двустороннее соглашение, скорее всего, действительно будет подписано. Другой вопрос — как на это отреагирует европейское сообщество и пустит ли ЕС российский газ в Европу через Турцию?

«Основные проблемы с «Турецким потоком» заключаются в реакции на него европейского сообщества и, прежде всего, европейских регуляторов. Поэтому главный вопрос — что будет дальше, после того, как наш газ придет в Турцию? Во-первых, остается загадкой, на какой объем подпишут соглашение — на 15 млрд «кубов» или на 31,5 млрд — на одну нитку или на две? 15 млрд «кубов» газа предназначено для самой Турции, чтобы не гнать туда газ через Украину. А все остальное должно идти для потребителей Европы. И вот тут возникает закономерный вопрос: готовы ли европейцы принять газ этим маршрутом, или они будут настаивать на том, чтобы получать его через Украину?

Сейчас в ЕС доминируют антироссийские настроения, хотя наблюдается дихотомия. Наднациональные органы управления Евросоюза выступают против строительства любых российских газопроводов в принципе и пытаются ограничить потребление российского газа. Но на уровне бизнеса, компаний и национальных правительств здесь очевидна заинтересованность в российском газе, потому что он самый дешевый на рынке. Бизнес это осознает и пытается лоббировать строительство наших газопроводов. Кроме того, все понимают, что на Украине ухудшается экономическая ситуация, из-за чего образуется политическая нестабильность. Никто не знает, что там будет завтра, поэтому бизнес хочет хотя бы создать альтернативные маршруты доставки газа в Европу. Тем более, европейский бизнес за это не платит: это исключительно проект «Газпрома», — говорит Игорь Юшков.

Приоритеты «Газпрома»

По словам эксперта, сложно сейчас сказать, начнет ли ЕС вставлять палки в колеса строительству второй нитки газопровода на 15 «кубов» и сможет ли дальше российский газ пойти на территорию Евросоюза. «С одной стороны, Россия говорит о том, что в нормах третьего энергетического пакета написано, что, если поставщик заявляет о поставке газовой мощности в ту или иную точку Европы, европейские регуляторы сами обязаны оплатить строительство газопровода в эту точку. Чтобы поставщик не имел отношения к инфраструктуре. Но, с другой стороны, европейцы от этого пункта все время открещиваются, говоря, что не будут платить, потому что у них якобы нет подзаконного акта, определяющего источники финансирования для этих целей.

При всем этом „Газпрому“ очень важно по крайней мере начать строить „Турецкий поток“, подвести его к границе ЕС, а там уже вынудить европейцев выполнить собственные законы. А с Турцией-то мы договоримся. Вполне возможно, что соглашение будет подписано на все 31 млрд „кубов“. Просто строительство может начаться с одной нитки. Но, я думаю, „Газпром“ будет настаивать на том, чтобы проложить сразу обе нитки и вывести на берега Турции все 31,5 млрд кубов для дальнейших поставок газа в Европу», — отмечает Игорь Юшков.

Проект «Турецкий поток» был анонсирован в декабре 2014 года в качестве замены «Южного потока». Проект предполагает строительство газопровода через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Общая стоимость строительства оценивалась в 11,4 млрд евро.

Автор: Мария Белкина

Источник: Экономика сегодня, 09.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики