Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск решил проблему с газом

Минск решил проблему с газом

Белоруссия погасит задолженность за газ и отменит повышение тарифов на транзит нефти

Белоруссия договорилась с Россией об условиях поставок газа и транзита нефти. Минск откажется от повышения тарифов на транзит нефти, а также погасит задолженность за российский газ. В обмен Белоруссия рассчитывает получить скидку на газ и даже заявляет о достижении таких договоренностей. Но российские политики информацию о снижении цены на газ для Минска не подтверждают. Если скидка и будет, то она будет отсроченной, предполагают эксперты.

Белоруссия заявила об урегулировании вопроса о поставках энергоносителей. Как сказал президент Белоруссии Александр Лукашенко, странам «удалось выйти на подписание соответствующего документа, проблемные вопросы, по крайней мере на вчерашний день, были согласованы и сняты». Позднее представители белорусской власти уточнили, к каким договоренностям удалось прийти.

Во-первых, Минск отменит решение о повышении тарифов на транзит российской нефти.

«Недавно были несколько повышены тарифы на транзит нефти. Мы это возвращаем назад. То есть останутся те тарифы, которые действовали по состоянию на 1 октября», — цитирует белорусского вице-премьера Владимира Семашко агентство «БелТА». В ответ Россия восстановит прежние объемы поставок нефти через территорию Белоруссии. 

«В третьем квартале заблокирована половина поставки нефти в Беларусь. Мы должны были получить 6 млн т, а сейчас реально получаем только 3 млн т. Сейчас все это восстанавливается.

До 20 октября должна восстановиться поставка нефти в полном объеме под полную загрузку наших НПЗ», — пояснил Семашко.

По нефтепроводу «Дружба», проходящему через Белоруссию, в 2015 году было транспортировано 52,3 млн т российской нефти. Это почти треть от объема экспорта (он составил 171,1 млн т). По этой трубе нефть из России получают Германия, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

Белоруссия повысила ставку тарифа на транспортировку нефти в соответствии с постановлением национального министерства антимонопольного регулирования и торговли от 28 сентября. Оно предполагало увеличение стоимости транзита в среднем на 50% и должно было вступить в силу 11 октября. В российской «Транснефти» такое решение назвали нарушением действующих договоренностей и межправсоглашений.

Во-вторых, Минск погасит задолженность за поставки российского газа. Сделать это Белоруссии необходимо до 25 октября. 

«Но я буду обращаться к своим российским коллегам, чтобы это было сделано немного в рассрочку. Может быть, до конца этого года», — добавил белорусский вице-премьер. В обмен Россия может предоставить Минску более низкую цену на газ. «Взамен мы получили одномоментное существенное снижение цены газа уже в этом году и другую поддержку со стороны России. И далее [мы наметили и протоколом] обозначили траекторию снижения цены в последующие годы», — пояснил Семашко.

Впрочем, слова белорусской стороны несколько противоречат сделанным позднее заявлениям российских политиков. Москва ожидает, что Минск погасит долг за газ в размере $300 млн до 20 октября, заявил российский вице-премьер Аркадий Дворкович. А премьер Дмитрий Медведев отметил, что цены на газ для Белоруссии останутся на прежнем уровне и никаких скидок не предусмотрено.

«Еще раз хотел бы акцентировать внимание, что цена за поставляемый в Белоруссию газ остается прежней, рассчитывается по существующей формуле, никакой корректировки не произведено, необходимо погасить задолженность для того, чтобы восстановить нормальные хозяйственные отношения», — заявил премьер.

Белоруссия уже давно пытается добиться от России снижения цены на газ. Сейчас она составляет $132 за 1 тыс. кубометров (и это одна из самых низких ставок российского газового экспорта), тогда как в Минске полагают справедливой цену в $73, что сопоставимо с внутрироссийскими ценами.

«Если ситуация обстоит так, как заявляют стороны, то все предшествующие действия Белоруссии, практически шедшей на открытый конфликт, теряют смысл, — говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Так как в этом случае Белоруссия возвращает долг, но ничего не получает (речь идет о скидке на газ. — «Газета.Ru»)».

По мнению Юшкова, более вероятно другое развитие событий: стороны договорились, и скидка для белорусов будет, но она будет отсроченной.

Если раньше предполагалось, что Белоруссия получит новую цену в формате «внутренняя цена России плюс повышающий коэффициент в размере 1,48», то теперь стороны могли принять решение завершить текущий год с действующим контрактом, а новый начать уже с новой формулой — цена в рублях, аналогичная среднероссийской, но уже без повышающих коэффициентов. При этом долг Белоруссия выплатит сейчас.

Средняя цена по России, по словам Юшкова, составляет сейчас 4050 руб. за 1 тыс. куб. м. С повышающим коэффициентом Белоруссия платила бы 5990 руб. за 1 тыс. куб. м. Таким образом, если ориентироваться на эти цены и на прошлогодние объемы закупок Белоруссии (18,5 млрд куб. м), Минск сможет сэкономить примерно 3,6 млрд руб., или около $58 млн по курсу на 10 октября. И это только если учитывать коэффициент. В целом же цена для Белоруссии снизится более чем в два раза — со $132 до $65,2 за 1 тыс. куб. м. Если считать по такой схеме, экономия Белоруссии составит уже около $277 млн в год. 

Авторы: Алексей Топалов, Елена Платонова 

Источник: Газета.Ru, 10.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики