Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заявляя о соглашениях по газу, Лукашенко выдавал желаемое за действительное

Заявляя о соглашениях по газу, Лукашенко выдавал желаемое за действительное

Текущий нефтегазовый конфликт России и Белоруссии связан не столько с энергетической сферой, сколько с экономическими и политическими взаимоотношениями двух стран в целом, поэтому разрешиться быстро этот конфликт и не может. И, вопреки заявлениям белорусского лидера, Россия вряд ли пойдет здесь на поводу у Белоруссии. Однако, как отметили опрошенные EADaily эксперты, стороны в конечном итоге все же найдут компромиссное решение.

«Тема это большая и конфликтная, и быстро решена быть не может, потому что связана с тем, какими вообще будут отношения между Россией и Белоруссией. Очень многое здесь увязано с экономической интергацией и политическими аспектами. Энергетика — это только часть общей картины и, соответственно, газовые разборки — это лишь часть энергетической проблемы. Получается эдакая матрешка — общие экономические и политические отношения, дальше энергетика, и уже затем — газ», — заявил EADaily ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Cтанислав Митрахович.

По его словам, когда Александр Лукашенко говорил о достигнутых с Россией договоренностях по газу, он пытался выдать желаемое за действительное.

«Переговоры идут очень долго, предварительная схема была изложена несколько недель назад в „Коммерсанте“, после чего выяснилось, что российская сторона на нее еще не до конца согласилась. Лукашенко в очередной, уже, наверное, в сотый раз стал пугать Россию всевозможными политическим разворотами на Запад, стал говорить, что он найдет замену российской нефти у Ирана. Затем, поскольку белорусский президент понимает, что нельзя бесконечно рассказывать о поиске новых партнеров, он сделал примиряющее заявление по отношению к России, сказав, что, мол, мы с Россией договорились. Но, как показали дальнейшие заявления Дмитрия Медведева, все еще не до конца согласовано, ищется компромисс. Лукашенко хочет слишком большую скидку на газ, хочет, чтобы одновременно были возобновлены поставки нефти в Белоруссию в полном объеме, чтобы это сопровождалось выдачей кредитов, и чтобы при этом Россия не требовала от Белоруссии каких-либо политических уступок», — констатировал Митрахович.

По прогнозу эксперта, по итогам переговоров Лукашенко все-таки получит скидку, но она вряд ли будет такой большой, как того требует белорусская сторона. «Он получит скидку, но не 50%, а все-таки поменьше. Если сейчас цена $ 130 за баррель, а он хочет $ 70, то может получить, к примеру, $ 110. Понятно, что Россия не может ссориться со всеми игроками вокруг, и поэтому она вынуждена идти на уступки, но, с другой стороны, это не значит, что можно давить на Россию и едва ли не каждую неделю требовать новых уступок», — заявил Митрахович.

Ведущий аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева отметила, что в вопросе освещения данного газового конфликта Белоруссия очень нестабильна. «Если Лукашенко заявляет о достигнутых договоренностях, то этому можно будет доверять только в том случае, если аналогичную информацию подтвердят российские официальные лица», — заявила Кокорева.

$ 70−80 за тысячу кубометров газа, к чему стремится Белоруссия, по ее словам, очень низкая цена, и Минск может требовать её только в случае, если он готов предложить взамен что-то «очень интересное» для России.

«Россия по такой цене никому не продает газ ни в дальнее, ни в ближнее зарубежье. Поэтому я бы сказала, что это не совсем адекватная просьба Белоруссии. Если они и просят такую цену, то, значит, взамен должны предложить России что-то очень интересное, что не будет обсуждаться в СМИ и в широких кругах. И если Россия на подобные вещи согласится, значит, за этим что-либо стоит», — полагает аналитик.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отметил, что экономические проблемы России и Белоруссии привели к тому, что стороны держатся за свои позиции, но им не остается ничего другого, кроме как договариваться.

«Очевидно, что каждая сторона стремится защитить свои интересы, поэтому неудивительно, что переговоры идут непросто, ведь выгода важна всем. Однако связи между нашим странами тесны и многогранны, а, значит, придётся договариваться по вопросам, по которым имеются разногласия. Понятно, что и непростое состояние двух экономик привело к возникновению противоречий в позициях сторон, оказало влияние на ход переговоров. Если говорить о возможном прекращении сотрудничества, то оно представляется маловероятным. Да, стороны, наверное, могут, обойтись друг без друга, но это нанесёт им заметный ущерб, кроме того, конфликт негативно скажется на их репутации, так как от отношений между ними зависят другие страны, в частности, в вопросах транзита нефтепродуктов. Так что повторю, кроме как искать компромисс и договариваться друг с другом, российской и белорусской стороне ничего не остаётся», — убежден Дмитрий Баранов.

Как сообщало EADaily, 10 октября Александр Лукашенко заявил, что газовый спор между Россией и Белоруссией урегулирован. По словам вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, Москва готова существенно снизить цену на газ. При этом Минск обязуется вернуть накопленный долг за потреблённый газ. Однако позже российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что никаких скидок на газ для Белоруссии не предусмотрено, цена остается той же, что была прописана в действующем контракте. То же самое подтвердил и вице-премьер Аркадий Дворкович.

Источник: EADaily, 11.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики