Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС меж двух огней: платить Киеву за потерянный транзит или рисковать газом?

ЕС меж двух огней: платить Киеву за потерянный транзит или рисковать газом?

Министр энергетики РФ Александр Новак провел встречу с заместителем председателя Еврокомиссии по вопросам энергетического союза Марошем Шефчовичем, сообщает Минэнерго. После подписания соглашения с Турцией о строительстве газопровода «Турецкий поток» Новак снова взялся убеждать Брюссель снять ограничения на загрузку энергетических мощностей российских газопроводов и сократить транзит газа в ЕС через территорию Украины, полагают эксперты. 

 

ЕС меж двух огней: платить Киеву за потерянный транзит или рисковать газом?
ЕС сильно рискует, запрещая 
поставки российского газа в обход Украины 

Поставлять газ ЕС в обход Украины

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, сейчас диалог между Москвой и Брюсселем идет о том, чтобы ЕС дал зеленый свет обходным российским газопроводам – «Северному потоку-2» и «Турецкому потоку».

«Мы давно пытаемся убедить европейцев в том, что важно диверсифицировать не только источники поставки газа, но и маршруты поставки. А сейчас Украина является безальтернативным транзитером российского газа. Если не ошибаюсь, в 2015 году через их территорию прошло 67 млрд кубических метров газа. И по другим маршрутам транспортировать его физически никак невозможно с  учетом тех ограничений, которые накладывает на нас Евросоюз.

Проблема в том, что, по нормам Третьего энергетического пакета, нельзя загрузить газопровод нашим газом больше чем на половину мощности. Вероятнее всего, сейчас Новак вел переговоры по поводу «Турецкого потока», который тоже подпадает под эти ограничения. Ни одна нитка не пойдет для потребителей Европы – в Болгарию, Грецию, Италию, Молдавию и Румынию. По такой же ветке из Турции в Европу поставляет газ Азербайджан, и он выведен из-под норм Третьего энергетического пакета, благодаря чему Азербайджан может загружать его на полную мощность. А аналогичная труба «Турецкого потока» еще не получила исключение. Если все это пойдет в обход Украины, Киев не сможет получать транзитные прибыли. Поэтому 2-3 млрд долларов в год Украине будут вынуждены платить США или ЕС. Украинцы скажут, мол, вы нас лишили прибыли, разрешив России загрузить газопровод на полную мощность, поэтому платите нам деньги», – поясняет Игорь Юшков.

Противодействие Брюсселя сулит ему серьезные риски

Пока Брюссель нам в этом противодействует, но в ЕС прекрасно осознают все риски, связанные с транзитом через территорию Украины. «В самой Европе тоже идет борьба двух лагерей. Один говорит, что главное – сдерживать Россию и помогать Украине. Чтобы не возмещать потом Украине потерянную прибыль из своего кармана и раздуть военные бюджеты. Это лобби очень сильное. Второе лобби – промышленники и энергетические компании, которым очень важно стабильно получать газ из России.

Они понимают, что Украина – нестабильная страна и ненадежный транзитер. Радикалы же предлагали взорвать газотранспортную систему, чтобы Россия не получала прибыль от поставок газа в Европу. Есть пример подрыва ЛЭП – что помешает им взорвать компрессорную станцию? Конечно, опасения есть. Кроме того, у Украины сейчас низкий запас газа в подземных хранилищах, самый низкий за всю историю Украины и СССР. Это тоже создает риски. Что будет в случае морозов? 

Но пока что антироссийское лобби побеждает, в том числе с подачи американцев, которым важно создать дефицит газа на европейском рынке. Что поднимет цены на газ в Европе и позволит США завалить ЕС дешевыми товарами, произведенными на энергии дешевого американского газа», – резюмирует эксперт.

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 11.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики