Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «В период дорогой нефти были сделаны инвестиции в проекты, которые сейчас выстреливают»

«В период дорогой нефти были сделаны инвестиции в проекты, которые сейчас выстреливают»

Россия не рассматривает сокращение добычи нефти. Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак. По его словам, речь идет только о заморозке. Ранее о готовности России присоединиться к ограничению добычи говорил Владимир Путин в рамках Всемирного энергетического конгресса в Стамбуле. Президент призвал к этому и других экспортеров нефти. Финальное решение о конкретных лимитах для каждой из стран ОПЕК будет принято 30 ноября на встрече в Вене. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным.

— Уже был небольшой скандал, связанный с заявлениями Игоря Сечина: якобы накануне на вопрос агентства Reuters он спросил, а почему мы должны сокращать добычу. И Сечин заявил, что не верит в то, что другие страны будут это делать. Но уже сегодня «Роснефть», конечно, все опровергла, сказала, что будет идти в ногу с федеральными властями. Скажите, ведь неслучайно возникла такая информационная заминка? Разве российским компаниям выгодно замораживать добычу? Ведь речь идет о прибыли.

— Заявление Сечина действительно не случайно. Объясняется оно несколькими обстоятельствами. Одно обстоятельство вы уже сказали — оно связано с тем, что Россия никогда в своей истории не накладывала на себя добровольных ограничений. Еще в Советском Союзе ей предлагали вступить в ОПЕК, мы отказались. В этом плане мы никогда не ограничивали себя какими-то искусственными барьерами. То есть у нас были периоды серьезного падения в начале 90-х, но они были связаны вовсе не с какими-то принятыми нами обязательствами. 

Проблема заключается в том, что, несмотря на абсолютно варварскую политику Минфина в отношении отрасли, в период дорогой нефти все-таки были сделаны достаточно серьезные инвестиции в новые проекты, которые сейчас выстреливают. Все знают — не так давно открыли Мессояху. Сейчас официально открывается очень крупное на Каспии месторождение — Филановское, лукойловское месторождение. И в целом я знаю еще несколько проектов, которые точно будут запущены, потому что все уже готово. Это касается конца 2016 года.

На 2017 год перспективы тоже неплохие. И в этом плане, естественно, возникает вопрос, каким будет механизм ограничения этой добычи. У нас 2016 год точно будет очень неплохим, это уже совершенно очевидно. И вот тут, естественно, возникает вопрос, во-первых, как это будет выглядеть в страновом масштабе, и затем — как это все будет выглядеть с точки зрения компаний. То есть «зафиксировать добычу» — это что означает? Означает, что все должны стоять на месте, или же будет принято решение в соответствии, скажем так, с динамикой компании. Потому что, например, «Башнефть» растет очень быстро, а «Роснефть», скажем, с 2015 года вообще падала по нефти. Она росла в целом по углеводородам, если брать газ и переводить его в нефтяной эквивалент, а по нефти падала.

— То есть наверняка начнется распределение каких-то квот, вы об этом говорите?

— Да. Следующий вопрос заключается в том, как страна, если она возьмет на себя какое-то обязательство, будет технически его выполнять.

— А может частная нефтедобывающая компания взять и отказаться от этого, не сокращать добычу нефти, не замораживать?

— Мы пока с таким опытом не сталкивались, но, как вы понимаете, в нашей стране компания вряд ли сможет отказаться. Я могу вам напомнить, как у нас регулируются цены на топливо. Когда цены растут, это вызывает совсем уж серьезное беспокойство, президент собирает всех и говорит: «Есть мнение, что не надо этого делать». И все, цены остаются. В этом плане все мы прекрасно понимаем, что отказаться от этого будет нельзя. Просто в случае с «Роснефтью» интрига заключается в том, что она вот-вот получит «Башнефть». А «Башнефть» — компания, которая растет быстрее всех по отрасли у нас в стране и по 2015 году, и по 2016 году. В этом плане если добыча «Роснефти» по нефти в 2015 году падала, то с учетом «Башнефти», она, конечно, будет расти. В этом плане если сейчас «Роснефти» скажут, что все, ребята, стоп, они скажут: а зачем? То есть тут возникают технические моменты.

Еще есть один момент, связанный с отношениями между «Роснефтью» и Минэнерго, потому что тут тоже есть определенная интрига. «Коммерсантъ» пишет, что Сечин может стать чуть ли не вице-премьером вместо Дворковича, то есть вообще история с отношениями с ОПЕК выстраивалась Новаком. Мы помним историю с провалившимся саммитом в Дохе, но мы видим, что история-то не умерла и Новак эти отношения отстраивает, набивает какие-то шишки, но тем не менее идет вперед и отстраивает. Сечину это тоже может не совсем нравиться с точки зрения аппаратных раскладов, а если еще прикинуть возможности перестановок, то тут, я думаю, Сечин как-то эту тему тоже проецирует. И вообще Сечин всегда очень скользко, негативно относился к нашим отношениям с ОПЕК. Возможно, здесь есть некий элемент аппаратной ревности к Новаку, но это мое предположение.

— Сегодня Новак как раз выступает очень активно. Успокаивает, наверное, всех, говорит, что стабилизация, добыча России не приведет к выпадающим доходам из бюджета, потому что цены на нефть будут расти. Может быть, так и произойдет, не будет потерь?

— Вы знаете, один интересный момент. Почему с ценами история сложнее? Я вообще много раз об этом говорил — потому что у производителей только один ключ от рынка, причем ключ этот очень маленький. Основной большой золотой ключик в руках у нефтяных спекулянтов и у федерально-резервной системы, которая устанавливает курс доллара. Перед нами был блок новостей, там совершенно справедливо сказали, что доллар растет, а нефть из-за этого падает. Это всегда так было. И поэтому сколько ни вводи ограничений, вы полностью рынок контролировать уже не сможете. Все, система выглядит совсем по-другому, это надо принимать во внимание. Но еще один достаточно значимый момент заключается в том, как мы зафиксируем эту добычу. Вот смотрите, у нас в сентябре поставлен абсолютный рекорд за 25 лет по суточной добыче. Когда мы готовили в Дохе, если помните, там была идея зафиксировать добычу на уровне середины января 2016 года. Если мы зафиксируем добычу на уровне, скажем, середины сентября 2016 года, то, может быть, с точки зрения следующего года нам не придется накладывать на себя каких-то серьезных ограничений. Поэтому тут надо внимательно смотреть. Везде есть какие-то нюансы, которые мы можем для себя использовать.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 11.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики