Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: соглашение о «Турецком потоке» перспективно для РФ, но неясности есть

Эксперты: соглашение о «Турецком потоке» перспективно для РФ, но неясности есть

Подписание соглашения — политический и правовой старт проекта, отмечают аналитики

Подписание межправительственного соглашения по проекту «Турецкий поток» — политический и правовой старт проекта, который ранее оказывался под вопросом, отмечают российские эксперты, опрошенные ТАСС.

Он позволит не только увеличить поставки российского газа в Турцию, но и перенаправить ту часть газа, которая идет сейчас транзитом через Украину и балканские страны, непосредственно в Турцию.

И хотя вторая нитка газопровода, по которой газ должен поступать в Южную Европу, вызывает гораздо больше вопросов, чем первая, в случае ее реализации перед российским газовым экспортером открываются широкие перспективы, уверены аналитики.

Появилась юридическая база

Министры энергетики России и Турции Александр Новак и Берат Албайрак в присутствии президентов двух стран Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана подписали в понедельник межправительственное соглашение по проекту «Турецкий поток».

Проект предполагает строительство газопровода через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Длина морской части трубы должна составить около 910 км, сухопутной части по турецкой территории — 180 км. В документе речь идет о строительстве двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая. Первая нитка будет предназначена для потребления Турции, а вторая — для транзита в Южную Европу.

Планируется, что «Газпром» перенесет потоки газа, которые сейчас поступают в Турцию через Украину и балканские страны, на первую нитку «Турецкого потока». Для строительства второй нитки планируется создать совместную российско-турецкую компанию. Хотя для обеих ниток срок ввода намечен на 30 декабря 2019 года, для второй предусмотрена возможность отмены строительства по желанию "Газпрома«.

Подписание соглашения — важный шаг

«Подписание межправсоглашения — очень важная веха», — считает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «До этого была стадия переговоров, сейчас это уже юридически обязывающее соглашение, это — политический и правовой старт проекта, который обеспечит прямые, не зависящие от транзитеров, поставки российского газа на территорию Турции в дополнение к существующему уже «Голубому потоку», — указал он.

Очень хорошей новостью назвал подписание соглашения и ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Блинков. По его мнению, помимо прочего, это хорошо еще и потому, что «мы все-таки с юга обойдем ненадежного транзитера — Украину». «Кроме того, и вторая нитка открывает большие перспективы — на границе Турции и Греции можно создать большой российско-турецкий газовый хаб, и можно даже создавать биржи», — сказал эксперт. «Нам не обязательно заниматься только транспортировкой, мы же можем и торговлей заниматься», — добавил он.

Кто потеряет

«После реализации проекта транзит газа, который идет через Украину и балканские страны — Румынию и Болгарию, будет прекращен, а на турецкий рынок через этот газопровод пойдет до 14 млрд кубометров российского газа в год в зависимости от конъюнктуры», — подчеркнул Гривач.

«По трансбалканскому газопроводу через Украину идет примерно четверть всего российского газа, — 22-23%», — уточнил Блинков.

С первой ниткой хорошо, вторая вызывает вопросы

«Первой нитке ничто не помешает, никакая Еврокомиссия — мы ее строим, — отметил Блинков. — Подводную часть строит «Газпром», и она будет его, а надводную, сухопутную, — турецкая Botas. Судьба второй нитки, по мнению экспертов, будет зависеть от множества факторов. В первую очередь, от потребности европейцев в увеличении поставок газа, от результата переговоров России и ЕС, а также от перспектив развития турецкой экономики.

Слишком много «но», поэтому вокруг второй нитки будут вестись переговоры, и ее строительство может начаться позже, хотя технически одновременное строительство двух веток было бы проще и дешевле.

Еще есть время принять окончательное решение по второй нитке, считает Гривач. «Это будет зависеть от того, как будут развиваться газовые рынки в Европе», — сказал аналитик. В принципе вторая нитка может быть, по его словам, ориентирована на те инфраструктурные мощности, которые ЕС и так собирается развивать. «Европейцы собираются строить достаточно много инфраструктуры, чтобы интегрировать Юго-Восточную Европу, которая в значительной степени отрезана от остальной части Евросоюза, — отмечает эксперт. — И здесь могут появиться новые транспортные мощности».

Гривач напомнил, однако, что европейцы испытывают огромное давление со стороны США по поводу развития сотрудничества с Россией вообще и в газовой сфере, в частности.

Перспективный газовый хаб

«Европа рассматривала Турцию как транзитера для других источников газа: по идее Турция должна была превратиться в транзитный хаб, но не для российского газа», — отметил Гривач. Но сейчас, при реализации второй нитки, продолжил он, «к этому хабу может быть добавлен и российский газ». Это увеличит значимость самого хаба и даст возможность российскому газу конкурировать с другими поставщиками, полагает эксперт.

«Вторую нитку еще нужно дорабатывать юридически, — полагает Блинков. — По идее на границе Турции и Греции, где будет заканчиваться вторая нитка „Турецкого потока“, можно было бы устроить турецко-российский газовый хаб». Туда же выйдет азербайджанский газ по «Южному газовому коридору», есть европейские проекты подтянуть туда иракский газ и т.д. «В принципе там можно было бы создать большую торговую площадку для юга Европы. А газопроводы европейцы строили бы сами», — сказал эксперт.

При этом, по его словам, очень много неопределенности со второй ниткой. «Нужно, чтобы были потребители в Европе, чтобы была газотранспортная сеть. А кто ее будет строить? „Газпром“ может и сам построить, но для этого его нужно вывести из-под третьего энергопакета, по которому он не может быть и собственником газа, и собственником трубы, и продавцом газа», — продолжил Блинков. «Если Брюссель решит, что российский газ им нужен, либо они выводят „Газпром“ из-под третьего пакета, либо строят сами», — добавил он.

Россия, наконец, может продавать газ Турции, а та уже будет продавать его Европе. «Но для этого нужно, чтобы Европа построила газотранспортную сеть побольше, чем она планирует для «Южного газового коридора», — считает Блинков. При этом он не исключил еще один вариант, при котором газ второй нитки может потребить в будущем и сама Турция. «Это — страна развивающаяся, и газ ей нужен во все больших объемах», — сказал эксперт.

Источник: ТАСС, 11.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики