Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Срочно в Турцию

Срочно в Турцию

Решение проблемы транзита газа в обход Украины дорого обходится России 

Министры энергетики Турции и России подписали в понедельник межправительственное соглашение о возобновлении строительства газопровода «Турецкий поток». Это пока политическая декларация, фактический старт проекту будет дан после подписания договора непосредственно между «Газпромом» и турецкой Botas. Строительство может обойтись России в $25 млрд.

Стремительная реанимация проекта после его стремительного замораживания в ноябре 2015 г. выглядит успехом российской дипломатии и угрозой Украине, которая может лишиться части получаемых за транзит российского газа в Европу $2 млрд – на долю поставок в Турцию приходится почти четверть от нынешних 60 млрд куб. м транзита. Но с экономической точки зрения договор выглядит неоднозначными: по сути, чтобы продавать Турции примерно те же объемы газа, что и прежде, России придется потратить огромные средства на прокладку нового газопровода (частично будет использована ранее также бесцельно построенная инфраструктура так и не реализованного «Южного потока» – на него было потрачено $17 млрд) и дополнительно сделать Турции скидку на газ. Перспективы появления второй нитки в страны Южной Европы неочевидны, для ее загрузки нужны новые газопроводы с европейской стороны, строительство которых пока не предвидится, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Шансы ввести в строй вторую нитку невелики, согласны аналитики Citi.

Но проекты газопроводов «Газпрома» никогда не стоит рассматривать как исключительно экономические. Планы обхода территории Украины, очевидно, актуализировались в связи с новым расстройством отношений между Россией и Западом.

«Турецкий поток» только часть плана «Газпрома» по обходу Украины. Куда более значимые объемы газа – 55 млрд куб. м – должен взять на себя «Северный поток – 2» (две новые нитки обойдутся, по оценке «Газпрома», в 9,9 млрд евро). Проект движется медленнее, чем хотелось бы «Газпрому»: на прошлой неделе компания планировала заявить о достижении договоренностей с партнерами о создании консорциума, но из-за возражений польского антимонопольного регулятора создание оператора не состоялось. Представители Европейской народной партии подняли в Европарламенте вопрос о введении санкций в отношении «Северного потока – 2». Угроза вполне реальна, считает Корчемкин, если это будут санкции в виде запрета на продажу услуг по строительству подводных газопроводов, – все потенциальные подрядчики являются европейскими компаниями.

Полностью исключить возможность появления политических препятствий невозможно, согласен Алексей Гривач из Фонда национальной энергобезопасности, но с учетом высокой степени взаимозависимости России и Европы в области энергетики это будет выстрелом в ногу.

«Газпром» крайне ограничен во времени. Сроки действия нынешнего соглашения с Украиной истекают 31 декабря 2019 г., но, чтобы успеть построить альтернативные пути доставки газа в Европу, нужно начинать уже летом 2017 г., считают аналитики Citi (российская сторона предполагает, что начало строительства «Турецкого потока» придется на начало 2018 г.).

Очевидно, Россия не хочет заключать новое соглашение с Украиной, но сроки могут заставить.

Автор: Мария Железнова

Источник: Ведомости, 12.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики