Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизельное харакири: как Киев отказался от российского топлива в ущерб себе

Дизельное харакири: как Киев отказался от российского топлива в ущерб себе

Россия разорвала соглашение с Украиной, касавшееся эксплуатации двух магистральных нефтепродуктопроводов. Об этом говорится в распоряжении, опубликованном на сайте правительства РФ. Что значит это распоряжение в глобальной перспективе и где Украина будет теперь брать топливо? Разбиралось Федеральное агентство новостей.
 
Согласно документу, нефтепродуктопроводы Самара — Западное направление и Грозный — Армавир — Трудовая, проходящие по территории Украины, больше не эксплуатируются дочерними предприятиями АК «Транснефтепродукт». Более того, российская компания в феврале 2016 года продала эти участки швейцарской компании International Trading Partners AG. И появившееся распоряжение было лишь делом времени. 
 
«История начиналась с того, что поменялась власть на Украине и новые люди во главе страны стали выжимать российский бизнес, передавая его другим (европейским) бенефициарам или оставляя вообще себе. В том числе стали страдать нефтепродуктопроводы, по которым шел российский дизель на территорию Украины. Надо сказать, что своей переработки у страны уже не осталось, работает только один НПЗ. Киев закупает большие объемы дизельного топлива, прежде всего, у России и Белоруссии, где 70% закупок дизельного топлива из-за рубежа приходится на Минск. Для Белоруссии это хороший бизнес, поскольку они продают на Украину в полтора раза дороже, чем в Европу», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Известно, что прокачка по нефтепроводам была остановлена на фоне судебных тяжб с украинской стороной: та пыталась оспорить право собственности труб и фактически парализовала их работу.
 
«Транснефть» начали выдавливать, и она продала свой участок некой швейцарской компании, причем непонятно, кто за ней стоит. Украинцы в этом плане пошли по пути прибалтов: поливают грязью на политическом уровне, выдавливают российских собственников из бизнеса, а потом очень удивляются, почему через них перестают транспортировать нефть и газ. Так же было и с прибалтийскими портами. Сначала построили БТС-1 (Балтийскую трубопроводную систему), чтобы нефть уходила на наши балтийские порты, потом БТС-2, а потом нефтепродукты через них просто перестали идти. Так же и с газом: сейчас собираются отказаться даже от поставок в Калининградскую область через Литву», — продолжает эксперт ФАН.
 
Мораль басни простая: если испортить отношения с Россией — крупным поставщиком, то транзитный статус сразу оказывается под вопросом. Испорченные политические отношения с Москвой влияют и на бизнес-контакты.
 
«И до выдавливания этот нефтепровод работал периодически: последний запуск был в 2016 году, после того как «Транснефть» с украинского рынка вышла. Это продолжалось буквально несколько месяцев, и сейчас этот нефтепродуктопровод не работает. Никаких рисков для России нет, труба и так простаивает, просто стороны документально зафиксировали, что не собираются ее использовать. Хотя по ней еще в прошлом году собирались прокачивать 100 тысяч тонн дизеля. Труба изначально создавалась для снабжения гарнизонов советских войск, которые располагались на западной границе — там, где находится потенциальный враг. А потом Союз распался, и ее использовали в коммерческих целях, для перекачки дизельного топлива», — добавляет Юшков.
 
Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 13.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики