Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» Европе не нужен. Еврокомиссия выступила против «Газпрома»

«Северный поток — 2» Европе не нужен. Еврокомиссия выступила против «Газпрома»

Лайфу удалось ознакомиться с предварительным решением Еврокомиссии по многострадальному проекту расширения газопровода «Северный поток». «Газпрому» теперь будет почти нереально выиграть борьбу с бюрократами из Брюсселя, пытающимися оградить Европу от «газовой зависимости» от России...

По прошествии более чем года с момента подписания соглашения о реализации перспективного газового проекта «Северный поток — 2» Еврокомиссия вчера впервые дала ему оценку. Причём во вполне необычной форме — письмом в адрес парламентария из Эстонии. С текстом удалось ознакомиться Лайфу.

Тревожное письмо

Как оказалось, не одна только Россия интересуется судьбой своего крупнейшего газового проекта. В июле о будущем СП-2 у Еврокомиссии решил поинтересоваться член Европарламента от Эстонии и экс-глава МИД страны Урмас Паэт. В прошлом году он с группой других евродепутатов уже обращался к ЕК с предложением не одобрять Nord Stream 2.

В ответе на запрос прибалтийского политика ЕК довольно жёстко высказалась в отношении перспектив второго «Потока», ссылаясь на своё прошлогоднее заключение. С тех пор позиция Еврокомиссии осталась неизменной, подтвердили Лайфу в пресс-службе энергетического департамента ЕК.

«Северный поток — 2» не обеспечит доступа к новым источникам поставок, пишет в ответ на запрос Паэта Ариас Канете, заместитель главы Энергосоюза и вице-президента ЕК Мароша Шефчовича. 

«Он будет способствовать только дальнейшему росту пропускной способности [по газу] из России в ЕС, хотя существующие мощности используются лишь наполовину [имеется в виду газопровод Opal]. Если проект будет реализован, то только в полном соответствии с действующим законодательством ЕС. Кроме того, Энергетический союз подчёркивает, что ЕС будет поддерживать только проекты, которые идут в соответствии с его основными принципами» — Ответ ЕК 

Дальше господин Канете пишет, что среди этих принципов, к примеру, есть «диверсификация» и обеспечение «безопасных и конкурентоспособных поставок». Их же придерживаются и в ЕК как исполнительном органе Евросоюза, замечает Канете. К примеру, в данные принципы отлично вписывается Южный газовый коридор, в который входит азербайджанский TANAP, основной конкурент ещё одного российского проекта — «Турецкого потока». Кроме него под требования ЕК попадает проект по созданию системы внутриевропейских газопроводов-коннекторов.

Проект не клеится

Стоит сказать, что ЕК несколько лукавит, ссылаясь на неизменность своей прошлогодней позиции по расширению Nord Stream. Тогда представитель комиссии оставлял шанс на одобрение проекта — при условии, что он будет полностью соответствовать европейским законам.

Впрочем, каким именно, ЕК с тех пор публично не объясняла, из-за чего российские СМИ и чиновники постоянно дискутировали на тему того, должен ли проект вписываться в нормы так называемого Третьего энергопакета. Напомним, больше всего в нём российскую сторону пугало требование о неподконтрольности трубопроводов поставщику, то есть «Газпрому».

Единого мнения на этот счёт нет даже в самой Европе. Если юристы ЕК считают, что морская часть проекта не должна подпадать под нормы ЕС, то в самом директорате ЕК по энергетике считают иначе. По мнению же «Газпрома», для строительства второй очереди Nord Stream, как и для первой, будет вполне достаточно получить одобрение от властей Финляндии, Швеции, Дании и Германии, в акватории которых будет проложен трубопровод.

На словах европейские власти относятся к проекту, мягко говоря, скептически. Наиболее жёстко высказывался бывший премьер Польши и нынешний председатель Совета Европы Дональд Туск, ещё в декабре прошлого года указав на его несоответствие нормам ЕС по диверсификации импорта газа. До сих пор не меньше в целесообразности проекта сомневается и вице-президент ЕК по энергетике Марош Шефчович. В последний раз глава российского Минэнерго Александр Новак говорил с Шефчовичем о судьбе Nord Stream 2 в этот вторник, но в пресс-службе ведомства не стали раскрывать детали переговоров. 

«Мне трудно видеть в „Северном потоке — 2“ исключительно коммерческий проект. Его строительство кардинально изменит систему газоснабжения в Европе, ведь 80% российского газа ЕС будет получать через один маршрут, что противоречит требованиям энергобезопасности» — Марош Шефчович, вице-президент ЕК по энергетике 

Впрочем, официального ответа российской стороне ЕК, по данным собеседников Лайфа, до сих пор не предоставила. Представитель ЕК от комментариев на эту тему воздержался.

Европейский шельф отодвигают от России

Не исключено, что «Газпром» уже лишился одного из своих самых сильных заступников в ЕС — Германии. Эта страна поддержит проект, если он не только будет соответствовать нормам ЕС, но и не повлияет на транзит газа через Украину, говорил в начале июня вице-канцлер и министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль.

В июне глава «Газпрома» Алексей Миллер анонсировал сокращение экспорта газа в сторону Украины, заметив, что сокращение транзита сэкономило бы компании дополнительно $25–43 млрд. Урезание транзита газа через Украину не имеет прямой связи с «Северным потоком — 2», позже предполагал председатель правления немецкогоWintershall Марио Мерен.

Wintershall — партнёр «Газпрома» по проекту, кроме него в соглашении по Nord Stream 2 участвуют E.ON, OMV, Engie и Shell. Партнёры уже пытались создать общую проектную компанию, но в августе эту затею оставили после получения неоднократного отказа от польского регулятора. По их планам, «Газпрому» должна была достаться контролирующая доля (51%), остальные акции решено было распределить паритетно. К 2020 году мощность третьей и четвёртой ниток «Северного потока» составит 55 млрд кубометров в дополнение к уже имеющимся 55 млрд кубометров, а их строительство пока запланировано на 2017 год. Суммарно на проект может потребоваться около 10 млрд евро, из них партнёрами уже потрачено 400 млн евро.

То, что Брюссель не поощряет новые проекты по поставкам российского газа, — в чистом виде дискриминационная политика, считает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Позиция Брюсселя означает, что европейские партнёры «Газпрома» и страны, которые должны выдавать разрешения на строительство «Северного потока — 2», будут подвергаться сильному политическому давлению, — замечает он.

Аналогичная история складывалась и у проекта «Южный поток», который, напомним, сорвался из-за давления Брюсселя на правительство Болгарии.

— Но даже если «Газпрому» удастся обойти Брюссель, нет никакой гарантии, что газ из новой трубы найдёт своих покупателей, — сомневается руководитель проектов европейского Регионального центра исследований регулирования в сфере энергетики Михали Сзокс. 

«За последние годы европейцы стали экономить больше энергии, поэтому спрос на газ падает, и пока непонятно, для чего нужны дополнительные поставки. Я не думаю, что в будущем будет повышение спроса, скорее всего, он упадёт» — Михали Сзокс, руководитель проектов Регионального центра исследований регулирования в сфере энергетики. 

К примеру, снизить потребление голубого топлива старается Венгрия, её стратегия в повышении спроса на возобновляемые источники энергии, особенно в целях обогрева, замечает эксперт.

— Это значит, что поставщики тепла, которые используют сейчас натуральный газ, будут переходить на возобновляемые источники, — считает Сзокс.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 14.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики