Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Если Запад откажется от российского газа

Если Запад откажется от российского газа

Глава британской дипломатии Борис Джонсон сказал, что Лондон, Вашингтон и их союзники, думают о новых антироссийских санкциях из-за Сирии. И заявил, что это могут быть ограничения по поставкам газа. Насколько реально европейское углеводородное эмбарго? И каковы могут быть его последствия?

Несмотря на натянутые отношения, экспорт российского газа в Европу растет. В прошлом году — на 8%. В этом году, по данным на начало осени, — уже на 10%. Борис Джонсон, конечно, выступил с грозным заявлением. Хотя он еще и про военное вмешательство говорил. И сам подчеркнул, что отказаться от российского газа будет сложно, особенно Восточной Европе.

В Британию «Газпром» продает не так много именно российского топлива, поставки идут по обмену с другими партнерами Лондона. В основном же Англия получает газ из Норвегии, главного конкурента России в ЕС. То есть, от российского топлива Великобритания не слишком зависит. Да еще и выходит из Евросоюза. С такой позиции легко говорить за остальную Европу, на треть зависящую от российского газа. 

В то же время «Газпром» активно наращивает поставки в Британию. В прошлом году из-за эффекта базы рост составил 242%. Комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

«С Британией вообще очень забавная ситуация. Британия — наш стратегический противник на политической арене. С Британией все очень сложно до тех пор, пока не доходит до бизнеса. Главным и самым любимым партнером России является British Petroleum. 21% всего потребления газа в Великобритании обеспечивает Россия. Что касается цен, цены там одни из самых низких для потребителей европейских. Великобритания реально является крупнейшим партнером России на нефтегазовом направлении».

То, что Европа активно закупает российский газ, — неудивительно и очень прагматично. Из-за падения цен на нефть, к которым привязаны цены на газ, голубое топливо на мировом рынке подешевело. О чем, кстати говорит то, что экспорт мы наращиваем, а доходы падают. От продажи нефти за первое полугодие 2016-го они снизились почти на треть. И примерно на столько же от экспорта газа.

В то же время Европа продолжает идти по нелегкому пути диверсификации, думая о покупках энергоносителей в других странах. Построены 20 терминалов для приема СПГ, в основном из США и Катара. Правда, катарский газ дороже российского на 70%. Комментарий гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Константина Симонова.

«Это один из вопросов, который я постоянно задаю европейцам, и они постоянно молчат. Если вы живете в капиталистическом обществе, зачем вы делаете инвестиции, которые, очевидно, не работают? Сегодня, например, 75% мощностей терминалов пустует. То есть, построено дикое количество терминалов, которые стоят невостребованные. Там нет газа. Никто не может объяснить. Говорят, это «для диверсификации». Доля СПГ в потреблении европейского газа упала в два раза за последние пять лет. Вот ответ на вопрос о чуде СПГ, в которое верят европейцы».

В этом году ЕС сделал еще один шаг — началось строительство трубопровода, по которому пойдет азербайджанский газ. Правда, объем — 1/16 от того, что поставляет «Газпром». Тем не менее, не думать о сокращении наших поставок нельзя. Потому что мысли эти подкреплены финансовыми показателями. Экспорт газа в Европу для «Газпрома» — это больше половины выручки монополии, около двух триллионов рублей.

Что касается нефти, то самые крупные поставщики Европы — это «Роснефть» и «Лукойл». Поставки в ЕС — это почти 70% от общего объема российского экспорта нефти, по данным Минэнерго. В деньгах эта сумма близка к четырем триллионам рублей. Конечно, можно будет переориентироваться на другие рынки. И все-таки. Последние два года углеводородное эмбарго можно назвать кошмарным сном российской власти. Открытые с ужасом глаза видят вполне терпимую реальность. 

Автор: Михаил Сафонов

Источник: BFM.RU, 13.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики