Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджетный фокус Силуанова

Бюджетный фокус Силуанова

Минфин лишь декларирует избавление экономики от «нефтяной иглы»

Минфин планирует получить прирост доходов в бюджет 2016 года, полученных не за счет добычи и продажи нефти и газа, в пределах 900 млрд. рублей. Основные расчеты в этом намерении финансового ведомства опираются на реализацию пакета акций «Роснефти».

Об этом сказал глава ведомства Антон Силуанов 17 октября на заседании комитета по бюджету и налоговой политике в Государственной Думе.

— Если бы мы не реализовывали пакет «Роснефти» и соответственно не получали бы пакет от «Роснефтегаза», то ненефтегазовые доходы увеличились бы на 194 млрд. рублей и были в основном получены за счет лучшего администрирования НДС, — отметил министр.

Тренд на уменьшение объема доходов от углеводородов более чем очевиден. Как сравнил Силуанов, если в предыдущие годы доля «нефтянки» устойчиво занимала свыше 50% от всего бюджетного объема, то в текущем году ненефтегазовую долю он оценил в 64%. Этот показатель оказался выше, чем первоначально намечалось год назад. «В бюджете планировалось 56%; соответственно, и устойчивость бюджета и в текущем году, и в следующих будет повышаться», — заверил глава ведомства.

Всего же, по материалам Минфина, «ненефтегазовый дефицит» до начала 2017 года снизится до 9,4% ВВП, - это на 1,3 пункта меньше, чем было заложено в бюджете-2016.

За день до заявления министра финансов РФ Владимир Путин на саммите БРИКС в Индии подчеркнул, что Россия находится на пути к «настоящей приватизации». По мнению главы государства, покупка «Роснефтью» собственных 19,5% акций является «лишь промежуточным этапом, необходимым в условиях низкого рынка».

По словам Путина, этот данный пакет может быть продан либо на высоком рынке, либо стратегическим инвесторам, не исключая и иностранных. В ситуации, когда текущий рынок имеет низкие показатели и при условии, что если таковых инвесторов найти не удастся, правительство может пойти на продажу пакета самой «Роснефти» — для последующей перепродажи.

— На примере заявления министра финансов мы видим чисто формальный, чиновничий подход, — считает заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. - Принято считать, — и это закреплено документально, что к нефтегазовым доходам у нас относятся только те налоговые и таможенные поступления, которые связаны с добычей экспортом нефти, газа, а также нефтепродуктов. То есть, всё остальное, что не относится к этим операциям, можно не считать таковыми. Понятно, что продажу акций государственных нефтяных и газовых компаний, если строже следовать экономической терминологии логике, нужно относить к разделу бюджета, который отражает поступления именно от топливно-энергетического комплекса. Но у нас поступают по-другому. 

С точки зрения среднесрочной перспективы, реализация пакета акций «Роснефти» большого значения иметь не будет, по той причине, что успешно продать можно то, что есть. Сейчас это — акции крупнейшей нефтяной компании, а завтра — что её заменит в надежных источниках пополнения бюджета?

Отрадно, что Силуанов как глава Минфина изыскал эти 900 млрд. рублей. Но за этим кроется всего лишь одноразовая акция, и что будет говорить тот же Силуанов, если к концу 2017 года нефтегазовые поступления в бюджет снизятся? К тому же, может ничего не остаться, что выставить на продажу. Но чиновников, судя по всему, это особо беспокоит. 
«СП»: — Почему же, на ваш взгляд, высокопоставленные лица, отвечающие за стратегические решения, так поступают?

 — Потому что чиновникам в любой стране мира важно отчитаться «здесь и сейчас»; они привязаны к политическому бизнес-циклу и вообще полностью зависимы от управленческих решений, принимаемых наверху. Такие шаги, как заявление Силуанова, выглядят вообще не очень дальновидно, — с точки зрения элементарной экспертной оценки такого рода деклараций. Ведь инвестора, да и вообще любого экономически грамотного человека, они не убедят в том, что Россия уходит от экономики нефтегазовой трубы.

Если бы он сообщил о каком-либо инновационном проекте в сфере новейших технологий, не связанном с добычей и экспортом углеводородов, который можно было успешно реализовать, или продать произведенные товары, или же заполучить иным образом прибыль в казну, — это было бы основанием для признания того, что Россия действительно пытается слезть с «нефтяной иглы».

Пока же действия правительства — на примере министра финансов, по большей части носят наглядно сиюминутный, краткосрочный характер. И игра терминами относительно роста «ненефтегазовых» поступлений в бюджет иллюстрирует это. 

Между тем экономике требуются куда более долгоиграющие, стратегически выверенные решения. И в этом плане частный сектор, — при всех его издержках, — более нацелен на долгосрочность решения. Если применять к частной собственности такие схемы, как продажа акций крупной госкомпании «Роснефть», то там подобные декларации, основанные на игре слов, не проходят.

— Ясен посыл действий главы Минфина, — считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Силуанов видит, что удастся выручить 900 миллиардов рублей от продажи пакеты акций «Роснефти». Но если внимательно посмотреть на рыночную капитализацию компании, то котировки «Роснефти» сейчас не столь уж высоки: они отступили от цифры, на которой держались некоторое время — 360 руб. за акцию, и последнее время балансируют в параметрах 345 — 350 руб.

В этом смысле желанный для Силуанова показатель в 900 миллиардов пока ни о чем не говорит, поскольку всё будет зависеть от того, когда будет проводиться сделка. Но ее, как я понимаю, хотят провести до нового года, — вообще, «чем быстрее, тем лучше»; потому что поставлена задача вписать объем поступлений в бюджетную стратегию. На днях, по моим данным, как раз должно быть проведено совещание в правительстве именно по бюджетной политике.

Но что выглядит некоторым диссонансом в этих замечательных планах — формально приватизационная «лепта» в 900 млрд. на самом деле как раз нефтегазовая; если посмотреть на происхождение этих денег, то легко можно обнаружить, что пришли они от нефтяной индустрии. Хотя это, на чем акцентирует Силуанов, и не прямой доход от продажи углеводородов.

«СП»: — Кто, по вашим данным, может выступить покупателем пакета акций?

— Выкупать будет сама «Роснефть», — есть такое устойчивое предположение. Вообще, нереально, если бы их акции приобретало неотраслевое предприятие, — если это будет даже не «Роснефть», то покупателем выступит компания, или целый пул инвесторов, которые прямо или косвенно причастны к нефтяному бизнесу.

Правительство было до последнего времени склонно преподносить естественный сценарий за успех, констатируя конъюнктурный слом — снижение нефтегазовых доходов. И этим обусловлено было ставшее заметным движение в сторону активного поиска «ненефтегазовых» доходов.

«СП»: — А не возникнет искушения у этих искателей вернуться на «накатанную дорожку», если нефть и газ опять начнут расти в цене, — когда не надо будет ломать голову над новыми источниками доходов, а продолжать использовать опыт «нулевых» годов, опыт сидения на углеводородной «трубе»?

-Такое искушение действительно есть, — тем более тенденции к укреплению роста цены очевидны. Пусть роста и не столь значительного. Но тогда мы рискуем снова получить бюджет высокозависимый от нефти и газа. 

Автор: Алексей Голяков

Источник: Свободная пресса, 17.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики