Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сланцевые грезы

Сланцевые грезы

Аналитик Александр Пасечник — о том, насколько обоснованы надежды, возлагаемые на рост добычи углеводородов методом гидроразрыва

Давно рисуемый заокеанскими экспертами прогноз с заполнением мировых энергетических рынков американским сжиженным природным газом (СПГ), добываемым в сланцевых провинциях США, не сбывается.

Равно как нет и взрывного повсеместного роста добычи «революционного» сырья в других регионах мира (например, в Европе «перспективными» с точки зрения запасов сланцевого газа принято считать Польшу и Украину, в Азии — Китай).

Тормозят сланцевый «прорыв» помимо технологических, экологических и инвестиционных сложностей в том числе и сугубо конъюнктурные тенденции на мировых рынках энергоносителей. Ценовой слом на нефтяном рынке, начавшийся в середине 2014 года и продолжающийся до сих пор, пусть уже и не в экстремальной форме января этого года (когда баррель на биржах опускался ниже $30), отодвинул за обозримые горизонты распространение сланцевого бума, имеющее и без того зыбкий фундамент, особенно вне североамериканского континента.

Сейчас доказанные запасы сланцевого газа в мире оцениваются в объеме около 5 трлн кубометров, перспективные — в разы выше. При этом доказанные запасы сосредоточены преимущественно в США, а также в значительно меньших объемах — в Канаде и Китае. В Европе же это и вовсе эфемерно. К примеру, на Украине и в Польше все «альянсы» с приходом глобальных игроков в сланцевую индустрию потерпели крах.

В последнее время менеджмент «Газпрома» неоднократно отмечал, что снижение цен на нефть повысило конкурентоспособность поставок традиционного газа в страны Европы и на азиатские рынки, которые рассматривали развитие собственной добычи газа из сланцевых залежей в качестве одной из альтернатив импорту природного газа.

Но это отнюдь не повод расслабляться — «Газпром» отслеживает тенденции на мировых рынках газа. Уже 18 октября совет директоров холдинга намерен обсудить перспективы развития отрасли сланцевого газа и СПГ в различных регионах мира, а также связанные с этим возможности и угрозы для компании.

На сегодня таких, пожалуй, совсем немного. В фокусе внимания концерна — несколько состоявшихся поставок СПГ из США метановозами в европейские порты. Но эти поставки носят тестовый характер.

Есть в поле сланцевой индустрии и другие инициативы. Из свежих — разрешение правительством Великобритании применения технологии гидроразрыва для добычи сланцевого газа на одном из месторождений в графстве Ланкашир, которое было оформлено в середине октября. Власти заявляют, что добыча сланцевого газа таким методом будет способствовать росту экономики, она позволит предоставить десятки тысяч рабочих мест и обеспечит собственный рынок энергоресурсами, сократив при этом зависимость от импорта.

Но Британия, как известно, не входит в перечень ключевых стратегических покупателей газа «Газпрома».

Любопытно обратить взор и на азиатский сланцевый потенциал. По сведениям китайских СМИ, госплан по добыче сланцевого газа в 2016–2020 годах предусматривает, что к его крайней дате показатель может достичь 30 млрд кубометров газа, правда, при «определенных благоприятных условиях».

Но трудности, связанные со сложным строением геологических пластов, пока малопреодолимы, что не сулит скорых инвестиций в сектор. Глядя на США, в КНР все-таки начали осуществлять добычу на сланцевых месторождениях в промышленных объемах. Так, за семь месяцев этого года Китаю удалось довести планку добычи сланцевого газа до 5 млрд кубометров. Это на первый взгляд нелинейный рост — почти в восемь раз выше аналогичных показателей за тот же период 2015 года. Но в масштабах странового спроса все равно мизер. Так что это можно отнести к экспериментальным процессам.

Стратегическая же ставка КНР незыблема и сопряжена с развитием газовой кооперации с Россией — первый газ по «Силе Сибири» может поступить в Поднебесную в 2019 году. Хотя контракт предусматривает сдвиг начала поставок на 2021 год (причем такой лаг может быть благополучным для «Газпрома») — к этому времени ожидается существенное восстановление цен на мировых газовых рынках, что сбалансирует изначально принятую контрактную формулу ценообразования.

Сейчас «Газпром» фиксирует успех на своем базовом — европейском — рынке: в настоящее время рост спроса на российский газ сохраняется.

Правда, доходная часть при этом слабеет. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), доходы страны от экспорта газа за январь–август этого года составили $19,249 млрд, это на 31,7% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Но в физическом выражении Россия за январь–август 2016 года экспортировала 123,6 млрд кубометров газа, что соответствует росту на 5,2% в сравнении с январем–августом 2015 года.

В целом анализ данных ФТС показывает, что падение доходной статьи бюджета связано прежде всего со слабостью ценовой конъюнктуры — газ на внешних рынках продолжал дешеветь. То есть в абсолютных показателях экспорта «Газпрома» никакого кризиса нет — напротив, по итогам 2016 года концерн ждет заметного прогресса. А сланцевой конкурентной угрозой «Газпрому» сегодня можно пренебречь. Хотя в стратегии развития российского холдинга ее все-таки необходимо учитывать.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 18.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики