Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лицензии за бесценок

Лицензии за бесценок

Игорь Сечин готовится наказать Роснедра за потворство липовым аукционам

Секретариат вице-премьера Игоря Сечина выявил серьезные нарушения законодательства в работе подведомственных Минприроды Роснедр. В распоряжении РБК daily оказалась копия поручения Игоря Сечина от 25 декабря прошлого года главе Роснедр Анатолию Ледовских, в котором вице-премьер просит руководителя Роснедр предоставить объяснения по факту неисполнения данных ему ранее поручений правительства. Среди них — привлечение к ответственности руководителей структурных подразделений ведомства, виновных в этих злоупотреблениях, а также представление предложений по восстановлению законного порядка его работы. Аппарат Игоря Сечина обвиняет Роснедра в нарушении порядка проведения конкурсов и аукционов, условий переоформления и досрочного отзыва лицензий.

Сразу после своего прихода в правительст­во вице-премьер Игорь Сечин всерьез взялся на подведомственные ему министерства и их структуры. Еще осенью прошлого года он письменно выразил недовольство работой Росприроднадзора и Роснедр, поручив привлечь к ответственности вплоть до лишения должностей чиновников за нарушение сроков и условий проверок недропользователей, правил отзыва и выдачи лицензий, проведения аукционов и конкурсов, предоставление в правительство информации ненадлежащей формы и качества. Однако ни один конкретный чиновник по итогам этого наказан не был.

В нынешнем письме из секретариата Игоря Сечина, копии которого были также направлены в Минприроды, Роснедра и аппарат правительства и первого вице-премьера Игоря Шувалова, приводится более десятка примеров проведения конкурсов и аукционов на пользование недрами в части добычи нефти, газа и твердых полезных ископаемых с участием аффилированных друг с другом лиц, то есть компаний с единым учредителем или зарегистрированных по одному юридическому адресу незадолго до проведения торгов. Это свидетельствует о сговоре его участников с целью снижения суммы выкупа лицензии. Такие аукционы заканчиваются на первом-втором шаге, стартовый платеж растет не более чем на 10—20%, тогда как на аукционах с реальной конкуренцией платежи могут превышать стартовый на 360—1000%. Один из примеров — победа в феврале прошлого года в шести конкурсах на право разработки нефтяных месторождений Пермского края аффилированного с компанией «ЛУКОЙЛ-Пермь» ЗАО «Кама-Ойл» (50% акций), второй участник этого аукциона ООО «Урал­ойл» на 99,9% принадлежит той же «дочке» ЛУКОЙЛа. В результате «Кама-Ойл» получила участки общей площадью 400 кв. км с запасами нефти 37,4 млн т за 291,3 млн руб. (7,78 руб. за 1 т нефти), что выше стартового платежа не более чем на 3—5%.

Также приводятся примеры признания победителями аукционов на разработку нефтяных и золоторудных месторождений компаний с уставным капиталом не более 10 тыс. руб. и многомиллионными убытками сомнительной формы собственности, зарегистрированных в офшорах.

Согласно документу, начальник управления лицензирования Роснедр Вадим Согийянен указал, что не отрицает факта участия в ряде проводимых ведомством аукционах и конкурсах только аффилированных лиц, однако сослался на отсутствие правового механизма по предотвращению передачи участков недр по таким торгам. Между тем такие торги обычно признаются незаконными, и их результаты аннулируются. В пресс-службе Роснедр от комментариев отказались. В приемной Вадима Согийянена РБК daily сообщили, что он недоступен для комментариев.

Другие обвинения секретариата г-на Сечина касаются количества и сроков проведения аукционов. Так, большинство аукционов и конкурсов на право пользования недрами, проведенных в прошлом году, было запланировано на 2007 год (58% по нефти и газу, 89% по твердым полезным ископаемым), еще 47% торгов по углеводородам и 41% по твердым полезным ископаемым признаны несостоявшимися. Выявлен также избирательный подход к решениям по переоформлению или отзыву лицензий у конкретных недропользователей, что создает коррупционную среду, факты изменения условий лицензии в момент действия уведомлений о нарушении условий геологоразведки или разработки месторождений. В документе отмечается, что эти нарушения неоднократно выявлялись в ходе проверок Роснедр Счетной палатой, однако так и не были устранены.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, нет смысла искать в курируемых вице-премьером службах и министерствах одного-двух виновных в системных нарушениях чиновников и примерно их наказывать, так как это ничего не изменит в случае, когда необходимо менять всю систему работы ведомства, чтобы добиться законности и слаженности его работы.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК Daily, 23.01.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики