Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть – это надолго

Нефть – это надолго

Почему эра «зеленого коммунизма» наступит не скоро

Герман Греф регулярно троллит публику: то расскажет, что нельзя жить в обществе, где все имеют равный доступ к информации, так как им нельзя будет манипулировать, то спрогнозирует, что в 2028–2032 гг. закончится наш моноресурс – сырье. Последнее утверждение вызвало массу комментариев. Причем многие трактовали слова Грефа как прогноз исчерпания запасов нефти к обозначенному периоду. На самом деле глава Сбербанка высказался более туманно, но если он имел в виду именно это, то он точно попал пальцем в небо. В нефтяной индустрии есть известный коэффициент R/P, который показывает соотношение доказанных запасов к текущему уровню добычи. Так вот, даже он, по оценке ВР, составляет у России 25 лет. А это все же 2040 г.

Но это не главное. И дело даже не в том, что, скажем, Минприроды и Минэнерго дают иную оценку наших запасов, нежели западные концерны. А в том, что запасы не являются конечной величиной и постоянно приращиваются. В западной классификации главными стимулами к росту запасов является развитие технологий, что позволяет добывать нефть из геологических структур, которые раньше не интересовали отрасль по технологическим и экономическим соображениям. Скажем, после того, как канадские битумы поставили на баланс, нефтяные запасы Канады сразу выросли в 3,5 раза и сегодня они примерно на 70% превышают российские. Запасы США за 10 лет выросли более чем на 80%. Трудноизвлекаемые запасы есть и у нас. Так что и цифра в 25 лет является недостоверной. Я уж молчу про запасы газа – даже текущих запасов при нынешнем уровне добычи хватит на 60 лет.

Но Греф говорит про то, что новый сырьевой цикл не начнется. Так что, скорее всего, имеет в виду он не конец запасов, а скорую невостребованность нефти и газа. Это очень известная точка зрения. Я мог бы привести массу контраргументов. И про то, что доля возобновляемой энергетики в первичном потреблении энергии не дотягивает в мировом масштабе и до 5% и все же большой вопрос, какими темпами она будет расти. И про рост населения планеты. И про урбанизацию с другой структурой энергопотребления. И про автомобилизацию Китая и Индии, где, мягко говоря, прежде всего покупают не электромобили. Кстати, добыча нефти в США выросла за последние пять лет аж на 225 млн т (на минуточку – это более 40% годовой добычи России). Зачем сделаны гигантские инвестиции в новые технологии производства никому не нужного товара? Видимо, за океаном чего-то не знают.

Но я ограничусь методологическим замечанием. Научный подход к будущему заключается в том, что оно версионно. Мы не можем точно знать, каким оно будет. Нам же агрессивно навязывают одну модель, а всех сомневающихся в ней предлагают в лучшем случае поднимать на смех. Все это сильно напоминает парадигму конца истории Фукуямы – только он говорил про триумф рыночной экономики и либеральной демократии, а сейчас речь идет о зеленой энергетике. Отмечу, что спустя 25 лет мы можем уверенно сказать, что Фукуяма погорячился. А в начале 1990-х казалось, что он абсолютно прав.

В этом плане стоит надеяться, что в корпоративном университете Сбербанка кто-нибудь прочтет лекции по методологии науки. А так это в чистом виде зеленый коммунизм – не в плане, что зеленая энергия будет бесплатной (тут как раз все наоборот), а в том плане, что это монополия на будущее, уверенность в том, что история однолинейна, а это не так. Предсказывать технический прогресс так же сложно, как политику. Скажем, вы можете сказать, когда будет первый коммерческий рейс зеленого самолета, который пролетит с такой же скоростью, что и самолет на керосине? Вы не задумывались, почему за последние 50 лет гражданские самолеты летают с одной и той же скоростью?

И потом, технологические тренды противоречат друг другу. Сторонники зеленого мира то, что нужно, поднимают на щит, а что ненужно – не замечают. Изменения в хранении электроэнергии, развитие умных сетей умножают на сто. А, скажем, ситуацию в биологии и фармацевтике отказываются видеть. Между тем в биологии нам обещают другую революцию – резкий рост продолжительности жизни и даже бессмертие. И в это вкладываются гигантские деньги. Понятно, что у миллиардеров желание быть бессмертными на порядок выше, чем летать на самолете с солнечной батарейкой. Найденные технологии постепенно будут дешеветь. А это уже вообще другой прогноз по народонаселению и энергопотреблению.

Вообще, я бы прошел мимо интервью Грефа – в конце концов, такая точка зрения заявляется не первый и не последний раз. Но есть одно «но». Греф – глава общественного совета Минэнерго. Зачем ему это? Может, нужно, подождать, когда это министерство станет министерством зеленой энергетики? Вот в отрасли есть совершенно позорная история с приватизацией «Башнефти» и «Роснефти». Это и плевок в лицо всем людям в управляющем классе, считающим себя либералами. Но глава общественного совета Минэнерго этим не занимается. Конечно, гораздо проще прикидываться визионером и рассказывать веселые истории о том, когда закончится нефть.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 18.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики