Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Претензий уже нет? Брюссель готов к соглашению с «Газпромом»

Претензий уже нет? Брюссель готов к соглашению с «Газпромом»

Антимонопольное расследование Еврокомиссии по деятельности «Газпрома» в Европе может быть скоро завершено. Как сообщает Financial Times, российский холдинг и ЕК близки к соглашению, хотя дело осложняется ухудшившимися отношениями России и ЕС. По данным издания, «Газпром» обязуется изменить ведение бизнеса в Европе, а Еврокомиссия не наложит на компанию штраф за монопольное положение на рынке.

Напомним, что в 2012 году Брюссель начал расследование о возможном нарушении российским холдингом антимонопольного законодательства ЕС и в 2015 году выдвинул «Газпрому» претензии по трем антиконкурентным практикам. Это: разделение газовых рынков, препятствие свободному потоку газа через территорию стран ЕС и несправедливые цены из-за того, что по долгосрочным контрактам они привязаны к ценам на нефть. «Газпром» не признал себя виновным ни по одному пункту, но, судя по сообщению Financial Times, готов к соглашению.

По данным издания, на этой неделе ожидается встреча Еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер и зампреда «Газпрома» Александра Медведева. Однако в пресс-службе ЕК «Интерфаксу» не подтвердили встречу. Кроме того, как отмечает агентство, против сделки могут выступить отдельные страны-члены Европейского Союза.

«На самом деле, речь идет не о компромиссе, а о подтверждении того, что „Газпром“ уже устранил все нарушения антимонопольного законодательства ЕС, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — Основные претензии к российской компании состояли в том, что по контрактам покупатели не могли перепродавать газ, а сам „Газпром“ пытался взять под контроль весь путь газа до конечного потребителя — вышел и на рынок газораспределительных сетей Европы. После начала расследования компания разрешила перепродажу газа и ушла с розничного рынка. Что касается привязки цен к нефтяным, то такое ценообразование практиковали многие поставщики. Например, Норвегия и Катар. Последний сейчас вообще уходит со спотового рынка, отдавая предпочтение долгосрочным контрактам. Поэтому особых претензий у Еврокомиссии по поводу привязки цен на газ к нефтяным не было».

Как отмечает эксперт, сейчас надо говорить о том, что не «Газпром», а сама Еврокомиссия пытается установить монополию на рынок газа в Европе. «Предложения, которые обсуждаются в Еврокомиссии и озвучены ее руководством, состоят в том, чтобы Брюссель взял под полный контроль внешние закупки газа, — говорит Игорь Юшков. — В облегченном варианте европейские компании обязаны будут согласовывать с Еврокомиссией все контракты на закупку газа, в том числе по цене. В максимальном — при ЕК создадут компанию, которая будет иметь эксклюзивные права на приобретение газа из внешних источников. Очевидно, такая стратегия Еврокомиссии направлена, прежде всего, против „Газпрома“, но никак не на развитие свободного рынка газа в Европе».

Источник: EADaily, 24.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики