Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК на век

ОПЕК на век

Аналитик Александр Пасечник — о том, стоит ли России поддержать решение картеля о «заморозке» объемов нефтедобычи

В последних числах ноября пройдет юбилейная встреча ОПЕК, от которой биржевые спекулянты ждут определенных результатов, а именно — оглашения деталей по «заморозке» добычи нефти, обещанной недавно на алжирском саммите. Каковы же шансы выйти на подобный консенсус и как следует действовать России в случае переформатирования рынка черного золота?

Сегодня консолидация мировых цен на нефть на уровне выше $50 за баррель при умеренной волатильности вполне комфортна для производителей. К тому же рынок регулярно «подпитывается» разного рода заявлениями. К примеру, во время воскресной встречи с главой Минэнерго России Александром Новаком министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих рассказал о намерении его страны стабилизировать рынок нефти.

24 октября в Вене российский министр встречался также и с генеральным секретарем ОПЕК Мухаммедом Баркиндо, после чего отметил, что сейчас идет рассмотрение квот для стран картеля, а также обсуждается возможность подключения к консенсусу других крупных экспортеров, не являющихся членами ОПЕК, в частности России и Норвегии.

Как известно, РФ и прежде неоднократно заявляла о своей готовности присоединиться к ограничению добычи, однако не раньше, чем будет принято окончательное решение внутри ОПЕК. О целесообразности лимитировать рынок говорил на недавнем энергетическом конгрессе в Стамбуле президент России Владимир Путин. Он подчеркнул, что Москва поддерживает с картелем диалог о «заморозке» и готова рассмотреть присоединение к «сенсационной» резолюции. Российский лидер не исключил, что наша страна может участвовать в соглашении о «заморозке» добычи черного золота, если таковое будет достигнуто.

Масштабное лимитирование в отрасли и вправду может состояться, однако в каком формате — большой вопрос. Пока все ведущие ближневосточные игроки из ОПЕК стараются поднять производственную планку до максимально возможных уровней. Не отстает от них и Россия.

Обнародованные в середине октября данные картеля показали, что в сентябре, когда оговаривалось урезание квот, добывалось 33,39 млн баррелей в день, что выше суточных показателей августа. Таким образом, сама ОПЕК продолжает превышать собственный лимит на добычу, закрепленный на уровне 30 млн баррелей в сутки.

Россия тоже движется в русле тенденций картеля: ОПЕК повысила прогноз по добыче нефти в нашей стране в 2016 году до 11,04 млн баррелей в день — это на 50 тыс. баррелей в день больше по сравнению с сентябрьским прогнозом. Причем прогноз по добыче на 2017 год также составляет 11,04 млн баррелей в день.

Выходит, игроки хотят подойти к ноябрьскому саммиту ОПЕК с «потолками» добычи, чтобы если и замораживать коллективно производственную планку, то на уровнях, близких к рекордным и никак не ущемляющих никого из участников «лимитирующего» соглашения.

В России многие ведущие компании в частном порядке высказались в поддержку заявления главы государства. Они осознают, что национальная добыча вышла на предельный уровень и постепенно будет сходить на нет. В такой ситуации выдавать естественные тенденции в национальной добыче за искусственную заморозку — весьма остроумное решение. К тому же расширение пула «заморозчиков» только сильней поддержит цены.

Как показывает практика этого года, биржевые спекулянты только приветствуют рассуждения о «заморозке», позволяющие «медведям» держать приемлемый ценник выше $50 за баррель — с прицелом на его дальнейший рост.

Так что в ноябре есть смысл еще смелее рассуждать о «заморозке» — главным же должен стать горизонт по времени. Лучше мерными порциями подпитывать рынок: например, верно было бы заявить сначала о квартальном ограничении, а потом его пролонгировать по мере необходимости. Это, безусловно, будет поддерживать ценообразование на рынке. Но угроза соглашению в том, что при установившемся росте цен на черное золото снова воспрянут сланцевые добытчики в Северной Америке. Это серьезный фактор сдерживания инициатив сторонников «заморозки».

Еще один спорный момент — как отследить дисциплину по лимитам. Ведь, как известно, ОПЕК даже в своих отчетах не первый год констатирует только лишь несоблюдение квот и все новые картельные максимумы добычи.

В любом случае все предметные рассуждения о том, надо или нет России ограничивать добычу нефти, чтобы выиграть сиюминутно пару долларов с барреля, не должны быть категоричными в пользу лимитирования. Увлекаться игрой в «заморозку» ни в коем случае нельзя, тем более по умолчанию присоединяться к возможной ограничительной резолюции ОПЕК, гегемония в которой у арабов — это их традиционная «кухня» с лимитами; для нас же это авангардный ход, а по сути — стратегический риск проиграть потом, своего рода ловушка.

Зреют экспортные нефтеконтракты РФ с Индией, Индонезией помимо роста поставок в Китай и удержания позиций в Европе. И чем мы в итоге будем закрывать растущий в целом спрос при искусственном торможении проектов сейчас?

Так что зафиксироваться на нынешнем потолке и преподнести его как «заморозку», скажем, на три месяца — вполне выгодное предприятие, своего рода выигрышный трюк, в котором можно и поучаствовать, и извлечь определенный опыт.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 25.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики