Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что означает отказ Ирака от сделки по заморозке для ОПЕК, России и рынка?

Что означает отказ Ирака от сделки по заморозке для ОПЕК, России и рынка?

Для заключения соглашения по заморозке уровня добычи нефти существует много факторов риска. К чему может привести развал ОПЕК?

Отказ Ирака уменьшать нефтедобычу вслед за рекомендациями ОПЕК может стать негативным фактором для подписания соглашения по заморозке уровня добычи нефти. Но в то же время может положительно повлиять для формирования нового, более эффективного картеля нефтяных стран во главе с Россией и Саудовской Аравией. Об этом сегодня, 25 октября, в комментарии для ИА REGNUM заявил директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

По его мнению, мотивом для отказа Ирака от сделки по нефти стало то, что по факту в Ираке сегодня нет никакой власти, а, следовательно, и гарантировать выполнение соглашение Багдад не может. Дело в том, что даже если официальные власти Ирака и подписывают какое-либо соглашения по нефти, то потом они приходят в Курдистан, на долю которого приходится основная нефтедобыча страны, но он Багдаду не подчиняется.

«Что такое Ирак сегодня? Это такая республика, в каждом регионе которой есть свои группировки, свои бандиты. Никакой там федеральной власти нет. Поэтому на самом деле сейчас даже если бы Ирак что-то и подписал, то все понимают, что выполнить это он не в состоянии», — объяснил эксперт.

В качестве примера он привел позицию президента Турции Рейджепа Тейпа Эрдогана по поводу освобождения иракского Мосул от террористов, согласно которой Анкара в принципе не считает мнение Ирака важным в этом вопросе. На самом деле это позиция не только Эрдогана, это позиция, когда на самом деле непонятно, что представляет собой иракский премьер сегодня, отмечает Симонов. В этом плане, с точки зрения соглашения, это даже хорошо, что Ирак вышел до заключения сделки. Так как сейчас ОПЕК не функциональный, а иракский премьер никаких обязательств по выполнению соглашения обеспечить не может.

Аналитик подчеркнул: «Поэтому то, что они вышли до (заключения соглашения — прим.ред.), это история, которая, с одной стороны, кажется, что разваливает соглашение ОПЕК. Это плохо. А с другой стороны, если ОПЕК развалится сейчас, то мы быстрее сможем перейти к попыткам создать новый картель через прямые отношения России и Саудовской Аравии. Конечно, саудиты — партнеры очень сложные, коварные, не раз нас кидавшие. Но пока здесь есть какой-то вариант для разговора. А вот эти страны капризные… саудиты тоже капризные, но когда это будут двусторонние отношения, то будут более серьезно играть. Тем более, что им деньги нужнее, чем нам сейчас. Нынешнюю цену они просто не держат. Мы-то как-то все-таки держим, кряхтим, пыхтим, но все-таки держимся, а они нет».

Симонов также отметил, что фактор Ирака — это был только одним из рисков, но к этому еще прибавляется и, например, фактор Ирана. Эта история еще раз показывает, что соглашение между производителями нефти внутри ОПЕК всегда будет проблематично. Стоит вспомнить встречу ОПЕК в Алжире, когда стали говорить о том, что заморозят добычу нефти и при этом публикуют отчет ОПЕК, по которому выясняется, что в сентябре страны картеля нарушили свои обязательства.

«В этой ситуации рассчитывать на то, что внутри ОПЕК будет консенсус, просто смешно», — обратил внимание эксперт.

Фактор Ирана и Саудовской Аравии

Если говорить об Иране, то, как заявил директор ФНЭБ, в этом нет ничего удивительного. Так как Россия учла уроки в Дохе, когда сломя голову пытались что-то подписать, не совсем понимая хитрости в отношениях между арабскими странами. Теперь мы ждем, что подпишут ОПЕК, и, уже исходя из этого, будем уже какие-то решения принимать.

«Рынок пока на это реагирует позитивно. Как ни крути, цена выше $50, притом, что в январе было $30. Я прекрасно помню, когда я говорил в январе, что этом году нефть будет по 50. Мне говорили, что я псих, и этого не будет никогда. Вот сейчас 50. Конечно, мало. Но тем не менее», — сказал эксперт, добавив, что ситуация на рынке меняется быстро, но пока мы видим, что цена хорошая, и рынок на заявления реагирует.

А вот отношения Ирана и Саудовской Аравии теперь будут еще сложнее. Однако говорить о том, что затея с заморозкой уровня добычи нефти безнадежна в целом, было бы неправильно. По мнению Константина Симонова, необходимо по-другому расставить акценты.

«Изначально я этот саммит в Дохе рассматривал как похороны ОПЕК. Что произошло? Произошло то, что Саудовская Аравия начала добычу ограничивать. Почему так происходит? Потому что, сколько бы нам там не рассказывали сказки про то, как диверсифицирует Саудовская Аравия, у них бюджетный дефицит просто колоссален. В отличие, кстати, от нас. То есть они переживают это падение гораздо более серьезно. Да, у них есть резервы, запас, но он таит буквально на глазах», — объяснил аналитик.

Еще один важный фактор — Саудовская Аравия собиралась закрыть дыру в бюджете за счет продажи акций национальной нефтяной компании Saudi Aramco. Если нефть будет дешевой, то они акции Saudi Aramco продадут «за две копейки», говорит спикер. Поэтому им нужно разогнать цену хотя бы для того, чтобы акции продать выгодно и заработать на этом. В этой ситуации если саудиты готовы идти на ограничения на самом деле, то, например, Венесуэла, Иран и Ирак не так будут значимы как отношения России и Саудовской Аравии.

ОПЕК отмирает — появляется ОПЕК-2

Симонов разъяснил: «По большому счету, если мы в такую игру сыграем, то отношения двух государств могут стать основой для формирования ОПЕК-2. Даже нашего договора с саудитами будет вполне достаточно. Вопрос в том, что для этого саудиты должны закрыть историю с ОПЕК. То есть они должны, во-первых, признать, что ОПЕК кончился. Во-вторых, должны признать, что они нас кинули и извиниться. В-третьих, мы должны начать какие-то переговоры относительно того, как три страны (Россия, Саудовская Аравия и США — прим. ред.) станут будущем структуры, объединяющей производителей нефти. Вот только в этом формате. Поэтому я много раз говорил, что ОПЕК — это мертвая структура. Ожидать от нее каких-то там действий нет смысла».

По сути, сегодня позиция России по поводу соглашения по заморозке и заключается в том, чтобы посмотреть, договорятся ли члены ОПЕК между собой. И в том случае, если они не придут к соглашению, то «отмести» тех, кто создает много шума и мало делает.

Россия, Саудовская Аравия и США — вот три страны, которые сегодня производят максимальное количество нефти. По большому счету, Соединенные Штаты, конечно, в эти играть не будут. Но если две страны какое-то соглашения подпишут, то к ним потихоньку будут прилипать и все остальные, подчеркнул эксперт.

Источник: ИА REGNUM, 25.10.2016.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики