Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В газовых клубах

В газовых клубах

Сможет ли дохийский альянс определять стоимость топлива

Катарский форум экспортеров газа был воспринят в США и Евросоюзе как тревожный сигнал, несмотря на то, что газовый ОПЕК не был создан. Вчера министр энергетики США Сэмюел Бодман отреагировал на планы форума, выступая на конференции «Энергетические рынки в ХХI веке» в Вашингтоне. Свое недовольство он мотивировал тем, что создание газового аналога ОПЕК может привести к росту цен, к проблемам, с которыми столкнутся как страны-потребители, так и государства - поставщики топлива.

Вероятно, создание в Дохе координационного комитета по регулированию цен под председательством России насторожило импортеров, хотя глава российской делегации министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко пообещал, что «никто ни против кого дружить не будет». Судя по всему, страсти вокруг альянса производителей газа еще только разгораются.

Посол Ирана в России Голамреза Ансари подлил масла в огонь и вчера поспешил заявить, что «на сегодняшний день экспортеры работают над реализацией газового ОПЕК»: «Сейчас в этих странах рассматривают способы реализации проекта». Впрочем, радикальные суждения этим ограничились.

На самом деле координационная группа, образованная в Катаре, ставит своей основной задачей регулирование цен на газ. Виктор Христенко считает, что на сегодняшнем этапе главной объединяющей линией является "оценка перспектив по добыче, ценообразованию, а также развитию инфраструктуры доставки газа". А министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад Аль Атыйя сказал о том, что создаваемый комитет не является альтернативой такой организации, как ОПЕК: "Это временный орган, в задачу которого входит лишь изучение всех возможностей газового форума".

Как бы то ни было, главным предметом для дискуссий становится изучение рисков и перспектив «постдохийской» эпохи, а также возможного противодействия со стороны влиятельных западных держав. Пока большинство стран ФСЭГ считает, что нужно стремиться к созданию картеля, но путь к этому только начат. Так, Виктор Христенко обозначил временную перспективу в 15 - 20 лет.

Компетентно

Такой ОПЕК

нам не нужен

Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов:

- Во-первых, нужно четко понимать, что в мире существует несколько систем ценообразования на газ. В Европе действует система долгосрочных контрактов, привязанных к мировой конъюнктуре цен на нефть. И поэтому Европа выведена из-под угрозы «газовой ОПЕК», если под этим термином понимать возможное ограничение поставок и регулирование цен: известны объемы, сроки, условия. Далее, существует спотовый рынок в США и Великобритании, причем на нем в последние два года наблюдаются такие же цены, как и в Европе. Американский рынок газа подвержен колебаниям, но средний уровень цен тот же. И, наконец, есть рынок сжиженного природного газа (СПГ), который поставляется танкерами из стран-производителей, таких, как Индонезия и Катар. И на этом рынке, действительно, возможно создание картеля, подобного ОПЕК. Однако Россия вообще не занимается поставками СПГ, и потому для «газового ОПЕК» попросту нет предмета. Нет его и по второй причине: в мире не существует перепроизводства газа, какой время от времени бывает на нефтяном рынке, можно вспомнить 1986 - 1998 годы. Спрос на газ растет, и здесь гипотетический «газовый ОПЕК» бессилен: бессмысленно пытаться ограничивать поставки при огромном спросе. Поэтому понятно, что оснований у Запада для столь нервной реакции на форум в Катаре нет

Созданный в Катаре комитет высокого уровня по ценообразованию имеет отношение к проблематике не ОПЕК, а МЭА, Международного энергетического агентства, созданного ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития) для изучения мирового рынка нефти и его тенденций. Итак, под разговоры о «газовом ОПЕК» создана организация, близкая по проблематике к МЭА. Предметом ее деятельности будут вопросы о достаточности добывающих и транзитных мощностей, оценке запасов газа. Обсуждение этих тем - явление абсолютно нормальное. Раздражение потребителей газа может вызвать разве что тот момент, что надежды стран-импортеров на то, что рынок будет наполнен дешевым газом, разумеется, не оправдаются.

Лучше цен -

только цены

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- С одной стороны, в Катаре не было подписано документов о создании «газового ОПЕК», и потребители газа вздохнули с облегчением. Но, думаю, в перспективе дохийский форум может войти в анналы истории как первый шаг к тесной координации продавцов газа. Конечно, под влиянием политического давления США участники форума вынуждены были снизить градус дискуссий, но главное то, что стратегическая линия на нем была выработана. Первая ее черта - курс на отделение ценообразования на газ от ценообразования на нефть и попытка сделать газ самостоятельным товаром. И вторая - в перспективе участники форума придут к принципиальному разделению рынков в интересах каждой из стран-экспортеров, входящих в «газовый клуб». Целями такой стратегии являются рост цен на газ и увеличение поставок. При этом квотирование введено не будет: этот механизм и на нефтяном рынке уже не работает. Основной технологией регулирования цен, думаю, будет само создание в Катаре группы высокого уровня. Важно и то, что следующий форум состоится в 2008 году в Москве, сразу после президентских выборов в России. На нем можно ожидать более решительных шагов в сторону заявленной координации.

Досье «РГ»

В Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ) входят 16 стран: Алжир, Бруней, Боливия, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. Норвегия имеет статус наблюдателя. Они добывают 40 процентов газа и имеют около 70 процентов мировых запасов. На долю России приходится 32 процента мировых запасов, Ирана - 15 процентов, Катара - 7 процентов.

Игорь Велетминский

Опубликовано: ежедневная газета «Российская газета», 12 апреля 2007 года.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики