Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Резолюция Европарламента против строительства Северного потока -2 не повлияет на решение по этому газопроводу»

И. Юшков: «Резолюция Европарламента против строительства Северного потока -2 не повлияет на решение по этому газопроводу»

Думаю, что управленческие решения по итогам резолюции Европарламента против строительства «Северного потока-2» («СП-2») приняты не будут. Европарламент — мало чего значащий орган. То, что они принимают — решения, заявления и т.д. - не ложится в основу управленческих решений. Поэтому они зачастую радикально себя ведут, зарабатывая таким образом политические очки для самих себя. Поэтому они позволяют себе делать резкие заявления — и по Украине, и по «Боингу». Не стоит думать, что решение Европарламента нанесет удар по «СП-2».

С точки зрения бюрократии ЕП не влияет на правовой статус «СП-2». Они говорят, что увеличится зависимость Европы от российского газа. Второй аргумент, как правило — реализация «СП-2» лишит Украину прибыли от транзита российского газа в сумме порядка 2 млрд. долларов в год. То есть если по «СП-2» пошел бы газ по новым соглашениям и общий объем поставок российского газа в Европу увеличился бы, тогда первый аргумент не действует — растет зависимость. А если мы поставляем по «СП-2» тот же газ, что идет сейчас через Украину, тогда объемы одни и те же. Зависимость от российского газа не увеличивается. Получается, что они сами себе противоречат. Это высказывали польские общественники и некоторые европарламентарии.

Европарламент хочет политизировать поставки газа и в качестве антироссийской санкции запретить «СП-2». Поводом могут быть действия России в Алеппо. Но вопрос сложный — как юридически оформить это? Получается, что до границ ЕС этот газопровод можно строить «Газпрому». А где эти границы? Радикальные представители ЕС говорят, что для первого «Северного потока» границы ЕС начинаются на территории Германии, а для «СП-2» давайте, мол, определим границы в исключительной экономической зоне Германии на море и, таким образом, не позволим войти «СП-2» в Германию. Это существенно усложняет ситуацию. Поскольку если «СП-2» дойдет до территории Германии, то его можно будет передать другой компании и юридически вопрос решился бы. Газ менял бы собственника в точке входа и потребители могли бы покупать его как бы еще в России. А при заходе в ЕС он уже российским бы не считался. Все вопросы по «Третьему энергетическому пакету» снимались бы. Но я думаю, что сейчас проблема в том, какой правовой статус будет у газопровода, кто будет у точки приемки газа. Парламентарии этого не регламентируют. Здесь решение будет принимать либо Еврокомиссия как исполнительный орган, либо правительство Германии, которое выдает разрешение на строительство на своей территории. Это два центра принятия решений. А Европарламент на эти вопросы не влияет.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 26.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики