Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «У Белоруссии нет возможности заменить российскую нефть азербайджанской»

«У Белоруссии нет возможности заменить российскую нефть азербайджанской»

Танкер нефти, который Белоруссия закупила у Азербайджана, скорее всего, представляет собой не более чем тестовую, имиджевую закупку. Азербайджанская нефть является легкой и удобной для переработки, и белорусские предприятия могли заинтересоваться этой нефтью именно из-за ее качеств. Хотя и политических причин исключать не стоит, поскольку Белоруссия уже и ранее пыталась искать способы замещения российской нефти. Об этом заявили корреспонденту EADaily 26 октября эксперты в области энергетики.

Напомним, ранее СМИ сообщили, что танкер с более чем 84 тысячами тонн азербайджанской нефти разгрузился в Одесском порту. Затем эта нефть железнодорожными цистернами должна отправиться на Мозырский нефтеперерабатывающий завод в Белоруссии.

«Это тестовая поставка. Речь идет об одном танкере. Они хотят опробовать, посмотреть эту нефть. В том числе, возможно, показать России, что у них имеются некоторые альтернативы. В любом случае попытка перекрыть российское направление танкерами далека от реальности. Такое замещение просто физически нереализуемо», — сказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Он отметил, что российская и азербайджанская нефть разные по составу, и переход с одной на другую требует заводских перенастроек. Эксперт сомневается, что из-за одного танкера последуют такие масштабные перенастройки. «Думаю, пока что речь идет исключительно о тестовой, имиджевой поставке. Один танкер ничего не решает», — подытожил Пасечник.

Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также высказал предположение, согласно которому Белоруссия могла заинтересоваться именно качеством азербайджанской легкой нефти. «Если речь идет о покупке легкой нефти то, возможно, Белоруссия хочет попробовать на своих заводах за счет этого поиграть на структуре выпуска. Легкая нефть отличается по своим характеристикам, ее проще перерабатывать. Но любая качественная нефть имеет определенную премию в цене. Покупая нефть у России, Белоруссия не платит эскпортную пошлину, и этот выигрыш для нее очень существенен», — сказал Агибалов.

Он не исключает, что здесь может иметь место и политическая подоплека. Однако по оценке эксперта, заместить российскую нефть у Белоруссии сейчас нет технологической возможности. «Белорусские заводы обладают невысокими технологическими характеристиками и не могут работать на рыночных условиях. Они не могут просто покупать нефть по мировой цене, перерабатывать ее и продавать нефтепродукты. В таких условиях они работают просто-напросто в убыток. Подобные поставки, скорее, могут быть заготовкой на будущее, если вдруг как-то станет меняться налоговое регулирование в России. Возможно, имеет место и стремление продемонстрировать России, что Белоруссия может покупать нефть на стороне. Но сейчас, за исключением небольших экспериментальных партий, о переработке какой либо другой нефти, кроме российской, говорить не приходится», — сказал Агибалов. Он отметил, что ситуация может поменяться после того, как предприятия Белоруссии модернизируются, что, по его оценкам, произойдет не ранее 2020 года.

Как сообщало EADaily, ранее министр энергетики РФ Александр Новак cообщил, что Россия и Белоруссия достигли компромисса по вопросу о поставках газа и нефти. В частности, Белоруссия обязалась погасить всю задолженность за поставленный газ и оплачивать его по формуле, которая действовала ранее, то есть без каких-либо скидок. По словам министра, были урегулированы и взаимоотношения по поставкам нефти и нефтепродуктов. Напомним, что ранее Россия сократила объемы поставок нефти в Белоруссию.

Источник: EADaily, 28.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики