Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Работа по «украинской» схеме. Сможет ли Белоруссия прожить без российской нефти?

Работа по «украинской» схеме. Сможет ли Белоруссия прожить без российской нефти?

Похоже, что нефтегазовый диалог России и Белоруссии в очередной раз зашёл в тупик. На минувшей неделе республиканские власти в опять пообещали рассчитаться за российский газ до конца месяца, но слова не сдержали. Лайф решил узнать, реально ли белорусам выжить без «братских» углеводороводов и не являются ли их угрозы найти других поставщиков — пустым набиванием цены?

Через пару месяцев спору России и Белоруссии по оплате газа стукнет год. К сожалению для «Газпрома», праздновать, кроме этого события, пока нечего: очередные двусторонние переговоры, состоявшиеся на прошлой неделе, ни к чему существенному, кроме очередных обещаний, не привели.

Газовый спор естественным образом породил и спор нефтяной. Пока республика не оплатит свой долг в $300 млн, Россия не восстановит былую прокачку нефти, ставил ультиматум зампред Правительства РФ Аркадий Дворкович.

Уже не первый раз недовольная российскими контрактами Белоруссия наконец начала публичные попытки снизить зависимость от российских нефти и газа. И так падающий ещё с 2015 года импорт в этом году просел ещё больше — на 10 и 5% соответственно, свидетельствуют попавшие в распоряжение Лайфа данные Статистического комитета Белоруссии ("Белстат«).

Незаменимый союзник

Сокращение потребления, правда, едва ли поможет Белоруссии снизить влияние иностранных партнёров на свою экономику. По данным Белстата, более чем 90% энергоресурсов Минск закупает за рубежом, собственное производство даёт стране всего лишь 1,6 млн тонн, или 8% от общего потребления. Вся белорусская добыча едва ли сравнится со всего лишь одним средним российским месторождением.

Несмотря на снижение импорта из России, нефтяная зависимость от соседа ничуть не уменьшилась — по прошлому году это 22,9 млн т из 22,9 млн т общего импорта, узнал Лайф из материалов «Белстата». Доминирование России вполне логично: две страны уже давно ведут переговоры об общем рынке нефти и газа в рамках ЕАЭС, правда, пока никак не могут согласовать параметры интеграции.

Второй по важности партнёр Минска, как ни странно, далёкая и постоянно испытывающая проблемы Венесуэла. Там местная «Белоруснефть» ещё с 2007 года ведёт добычу нефти и газа на 13 месторождениях. Но оттуда через порт украинской Одессы в Белоруссию ежегодно поставляется не больше 0,6 млн т.

Импорт из Южной Америки обходится братскому государству примерно в два раза дороже закупок у России: нефть приходится транспортировать через океан и несколько морей, дальше уже ­по трубе, что едва ли сохраняет закупки выгодными, замечает в разговоре с Лайфом эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Логично, что начавшиеся проблемы с добычей у Венесуэлы и нарастающий нефтегазовый кризис в отношениях с Россией заставили Беларусь демонстративно искать новых поставщиков. Первым партнёром стал Азербайджан, у которого Минск купил нефть на прошлой неделе, вторая партия может прийти уже из Ирана, анонсировал в начале октября президент страны Александр Лукашенко.

 

«Это всё больше похоже на пиар-акции, направленные на прямое давление на Россию в вопросе получения скидок. Из того же Ирана, заметьте, новостей так и не пришло, что, впрочем, неудивительно: по такой же цене, как Россия, Иран навряд ли согласится нефть поставлять» — Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

 

Из той же оперы и заявление на тему замены недополученной нефти переработанным мусором, сделанное в июне главой Минприроды Андреем Ковхуто. Как и предложение начать добычу в российском Татарстане, потому что, если верить Лукашенко, «в своё время нефть выкачали и увезли из Беларуси». На самом же деле нефть у страны есть — просто её намного выгодней продавать в Европу, а не потреблять самим.

 

Миллионы на перепродаже

Дело в том, что российское чёрное золото достаётся Белоруссии с большой скидкой: согласно договорённостям, его экспортной пошлиной не облагают. При этом добытую своими силами нефть — а это порядка 1,6 млн т в год — Белоруссия сама не потребляет, предпочитая внутренней переработке поставки в Германию.

Экспортировать в Европу намного выгоднее, чем перерабатывать и продавать самим: если из России нефть закупается по цене в $25 за баррель, то в Германию она отправляется уже за $37, замечает Юшков. По словам же белорусских чиновников, экспортируют потому, что местные НПЗ изначально создавались именно под переработку намного более «тяжёлой» сибирской нефти, а нефть местную они не берут.

Но больше всего денег «братская республика» делает не на европейцах, а на Украине. Разница идёт на миллионы: из-за дефицита топлива в стране Киеву приходится закупать белорусский бензин и дизель в среднем по $385 тыс. за тысячу тонн. Для сравнения, в Россию Беларусь продаёт бензин и дизель в среднем по $346 тыс. за тысячу тонн. Как говорится, почувствуйте разницу.

Замена России на любую другую страну-поставщика была бы для Белоруссии невыгодна, соглашается эксперт Европейского центра энергетической и ресурсной безопасности Брайан Кинг.

— Сложно представить, чтобы страна отказывалась от преференций при и так низкой цене закупки. В теории закупать нефть можно было бы у стран ЕС, но, поскольку как таковой нефтяной биржи там нет, по цене это навряд ли будет дешевле, чем закупать нефть в том же Азербайджане, — считает собеседник. — Вероятно, закупки в России восстановятся, если у белорусского руководства ещё осталась хоть малейшая толика логики и здравого смысла не провоцировать Россию на урезание льгот и работу по «украинской» схеме.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 02.11.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики