Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый интерес Ангелы Меркель

Газовый интерес Ангелы Меркель

Как сообщает KM.RU российско-украинский газовый конфликт формально завершился, однако теперь последствия спора двух государств постепенно выходят на другой уровень. Под предлогом необходимости обеспечить свою энергетическую безопасность Германия, похоже, пытается навязать России невыгодный пункт в соглашении о стратегическом партнерстве ЕС – Россия.

В распоряжении The Financial Times оказались два письма, адресованные канцлером Германии Ангелой Меркель председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу и премьер-министру председательствующей в Евросоюзе Чехии Миреку Тополанеку. Оказывается, Меркель предлагает добавить к соглашению о долгосрочном сотрудничестве Россия – ЕС, которое сейчас находится в стадии обсуждения, «основательную» статью по энергобезопасности, которая «дала бы нашим, т. е. западным поставщикам энергии, действующим на территории России, необходимое правовое прикрытие при разведке и разработке российских газовых резервов». Кроме того, лидер Германии также призвала «дать обеим странам (России и Украине) ясный сигнал, что повторения таких конфликтов допускать нельзя».

Довольно неожиданная инициатива Меркель сразу ставит перед Россией ряд вопросов.

Начнем с того, что Германия ставит Россию на одну доску с Украиной, как будто в срыве энергопоставок равным образом виноваты обе стороны. На первый взгляд, такое поведение кажется нетипичным, ведь Германию традиционно принято считать едва ли не союзником России среди западных стран в газовых вопросах. Однако, как видим, повторяется старая истина, что у Запада нет друзей, а есть интересы, и при случае он (в данном случае – Германия) постарается не упустить шанса добиться от России каких-либо односторонних уступок.

Но самое интересное в инициативе Меркель – в том, что она пытается установить некую связь между транзитом газа через Украину и разведкой-разработкой российских газовых резервов. Неужели Меркель намекает на то, что газ в Европу не пошел потому, что он просто закончился? Ясное дело, что причина – совсем не в этом, и транзитные проблемы возникают отнюдь не по инициативе России. У Европы есть серьезные инструменты воздействия на Киев, однако вместо этого Берлин пытается надавить на Москву. Известно, что украинская власть провозгласила курс на евроинтеграцию, и как раз этот момент мог бы эффективно использовать ЕС, дав понять Украине, что сближение с Европой невозможно при таком поведении украинской стороны. Наверняка бы это возымело немедленное действие. Более того, можно было бы увязать вопросы сотрудничества Украины с НАТО, о котором так мечтают «оранжевые», опять-таки с обеспечением надежного транзита. Есть и другие меры дипломатического воздействия, о которых прекрасно знают искушенные в политике западные лидеры. Но вместо этого претензии предъявляются к России, которая как раз более чем заинтересована в бесперебойном транзите: ведь экспорт газа приносит нашей стране солидный доход. Но Запад, как видим, сам не прочь качать газ (читай, деньги) из российских недр.
 

Это означает, что тактика двойных стандартов Запада по отношению к нашей стране до сих пор не изжита, и надеяться на то, что Запад одумается, нет никаких оснований. В европейских столицах готовы на равных говорить лишь с теми, кто представляет собой экономическую, военную и политическую мощь, а добрую волю России воспринимают как слабость.

Ситуацию комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

– Сейчас самое опасное в наших отношениях с Европой – то, что мы можем войти в клинч, т. е. Европа будет требовать от России уступок, а Россия в ответ будет говорить: «Ах, вы так! Мы уйдем в Китай». Я не встречал ни одного серьезного эксперта или бизнесмена, который бы поддержал Украину, но, тем не менее, это не означает, что все готовы поддержать Россию. Критика и Украины, и России достаточно сильная. Мы должны разъяснять свою позицию и не входить в какой-то клинч. Позиция Европы (правда, не всей) заключается в том, что Россия – ненадежный поставщик, и традиционное требование к России заключалось в том, что Россия должна гарантировать объем нужного производства для того, чтобы выполнить заключенные контракты. Сейчас возникла проблема Украины, и будет очень опасно, если Европа будет доставать все старые байки-сплетни на тему «энергетического оружия», «ужасной России» и т. д. Если все это начнется, я боюсь, это приведет к тому, что и у нас начнутся истории про поставки газа в Китай и пр. Я легко готов доказать, что ни Европа, ни мы не можем диверсифицировать поставки. Но когда Меркель говорит о том, чтобы вернуться к теме именно добычи, это означает, что есть попытка закрыть глаза на проблему Украины как транзитера. У Европы сейчас такая позиция: «Виноваты и Россия, и Украина, но пусть они сами договариваются, и это – их проблемы». И опять возвращаются к старой повестке дня – о том, чтобы Россия гарантировала объем добычи. На самом деле Россия имеет долгосрочные контракты с Европой, и если Россия эти контракты не выполняет, речь идет об очень серьезных экономических последствиях для нас. Эти контракты работают в пользу Европы. Это и есть основные гарантии – мы-то не отрицаем эти контрактные обязательства. На самом деле европейские компании и так очень активно заходят в российский сегмент добычи газа. У России в этой ситуации возникает вопрос: «Вы хотите получить доступ к добыче – а можем мы в ответ получить доступ к сбыту в Европе?».

Мне кажется, что основная проблема Европы сейчас в том, что она отказывается понимать, что ей все равно придется участвовать в решении проблемы Украины.

Источник: Информационная Лента ПМР (Тирасполь), 30.01.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики