Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогаз» протянет OPAL до суда

«Нафтогаз» протянет OPAL до суда

«Нафтогаз Украины» готов оспаривать решение Еврокомиссии по газопроводу OPAL

«Нафтогаз» недоволен решением Европы о трубе OPAL и может его оспорить. Правда, по словам юристов, не входящая в ЕС Украина формально не имеет оснований для подачи каких-либо исков, но дело может вызвать международный резонанс. Отраслевые эксперты говорят, что именно Украина в первую очередь виновата в том, что Европа дала «Газпрому» более широкий доступ к OPAL.

Украинский «Нафтогаз» шокирован решением Еврокомиссии (ЕК) о предоставлении «Газпрому» дополнительных мощностей в трубопроводе OPAL. Об этом заявил глава украинской компании Андрей Коболев в интервью Bloomberg.

Коболев еще до официального объявления решения ЕК предупреждал, что в случае, если «Газпром» получит дополнительно 30% мощности OPAL, транзит российского газа через украинскую территорию сократится на 10–11 млрд куб. м в год, а выручка Украины от оказания услуг по транспортировке — на $290–320 млн. Если же российской компании будет разрешено пользоваться еще 40% OPAL, украинский транзит сократится на 13,5–14,5 млрд куб. м и Киев недополучит $395–425 млн.

«Нафтогаз» призывал Еврокомиссию не забывать о требованиях энергетического законодательства ЕС (хотя сама Украина членом Евросоюза не является). В частности, украинская сторона напоминала о статье 36 директивы 2009/73/ЕС об общих правилах внутреннего рынка природного газа, а также антимонопольном законодательстве ЕС, которое не позволяет действия, направленные на злоупотребление одним из участников рынка своим доминирующим положением. 

Еврокомиссия, однако, к «Нафтогазу» не прислушалась, и «Газпром» получил право на использование 90% мощностей OPAL.

Коболев в интервью Bloomberg заявил, что это нанесет ущерб финансовому положению не только «Нафтогаза», но и всей Украины. По его словам, «Нафтогаз» рассматривает возможность юридически оспорить решение Еврокомиссии.

Кстати, ранее о своем намерении подать в суд, если «Газпром» получит более 50% трубы OPAL, заявляла Польша. По мнению польской стороны, такое решение представляет собой «реальную угрозу стабильности поставок газа в Центральной и Восточной Европе». Свою позицию Польша аргументирует следующим образом: предоставление «Газпрому» дополнительных мощностей позволит ему без каких-либо последствий для рынков Западной Европы остановить транспортировку газа через Украину и по газопроводу «Ямал — Европа» (именно по нему Польша получает российский газ).

«Формально оснований для иска у Украины нет, — комментирует партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. — Однако Украина, хотя и не входит в ЕС, может пытаться напомнить Еврокомиссии о монопольном положении «Газпрома» в сфере транзита и требовать соблюдения антимонопольных норм, требовать наложения санкций на российскую компанию».

По словам юриста, в интересах Украины вызвать международный резонанс, вовлечь соседей — что уже происходит, как видно на примере Польши.

Газопровод OPAL, мощность которого составляет 36 млрд куб. м в год, является сухопутным продолжением трубы «Северный поток», по которой российский газ поступает через Германию в другие страны Европы в обход Украины. Но Еврокомиссия ограничила использование мощностей OPAL для «Газпрома» 50%.

Еще 50% зарезервированы для использования другими поставщиками, но с момента стыковки «Северного потока» с OPAL в 2011 году других поставщиков так и не нашлось. Вопрос предоставления дополнительных мощностей OPAL «Газпрому» поднимался неоднократно, причем не только самой монополией, но и Германией. 

Самое интересное, что решение ЕК вызвало недовольство не только Украины и Польши, но и самого «Газпрома».

«Решение ЕК мы получили вчера, — говорил 1 ноября зампред правления «Газпрома» Александр Медведев в эфире «Россия 24». — И сейчас наши эксперты и юристы очень внимательно изучают. Потому что, к сожалению, Европейская комиссия внесла в наше четырехстороннее соглашение (его подписывали «Газпром», «Газпром экспорт», оператор OPAL Gastransport и немецкий регулятор) в одностороннем порядке изменения. В принципе, так, конечно, не должны делать в цивилизованном процессе».

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что решение Еврокомиссии по поводу OPAL обусловлено сразу несколькими факторами. «Во-первых, это запрос германского регулятора, а эти запросы нельзя игнорировать бесконечно (это уже не первый запрос немцев о расширении доли «Газпрома» в OPAL. — «Газета.Ru»), — поясняет Симонов. — Кроме того, страны Европы все больше задают вопросов насчет построенных за деньги ЕС газопроводов-интерконнекторов, которые заполнены лишь на 20–30%, при том что «Газпром» ставит рекорды по поставкам газа».

«Газпром» в конце октября действительно ставил рекорд за рекордом по суточным поставкам в дальнее зарубежье: 21-го числа они достигли 590 млн кубометров, что стало абсолютным историческим максимумом.

Но главную роль в решении по OPAL сыграла сама Украина. «Европа беспокоится за транзит», — поясняет глава ФНЭБ.

По словам Симонова, в последние годы Украина проходила зиму только благодаря теплой погоде и относительно высоким запасам, накопленным до начала отопительного периода. «В 2016 году к началу отопительного сезона Украина подошла с самыми низкими запасами за последние годы, — указывает эксперт. — Что касается погоды, то уже октябрь выдался холодным, чем отчасти объясняются рекордные продажи «Газпрома» в Европе».

Вторым фактором, обеспечившим максимальный спрос, стали как раз опасения европейцев насчет транзита. Газотранспортная система Украины работает таким образом, что в период пиков спроса зимой газ из украинских ПХГ используется для обеспечения транзита российского газа в Европу. И если газа в ПХГ не хватит — а при холодной зиме это неизбежно, — пострадает транзит.

Таким образом, разрешая «Газпрому» более свободно использовать мощности газопровода OPAL, Европа не столько идет навстречу российской компании, сколько страхует себя от непредсказуемости украинской стороны. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 04.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики