Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Эр-Рияд хочет прогнуть политику Каира по Сирии и Йемену за счет нефти»

«Эр-Рияд хочет прогнуть политику Каира по Сирии и Йемену за счет нефти»

Саудиты сами ушли с египетского нефтяного рынка. Теперь это место может занять Россия

Прекращение поставок нефти из Саудовской Аравии в Египет — это, прежде всего, политическое решение. Саудиты, которые обеспечивали одну треть всей импортируемой египтянами нефти, хотят оказать хотя бы краткосрочное влияние на Каир и наказать его таким образом за политические решения. Причем подобный механизм давления Эр-Рияд применяет уже не в первый раз. Такую точку зрения на происходящие озвучил сегодня, 8 ноября, основатель и директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.

«Это решение не удивительное, исходя из политических реалий, которые в этом регионе имеются. Такое решение еще раз подчеркивает, что те вещи, которые часто приписывают нам (использование энергетики как способа давления политического), на самом деле используют в основном наши конкуренты. Не впервые Саудовская Аравия в политических целях использует отказ от поставок. Это еще началось с 1973 года со знаменитого эмбарго. Но тем не менее мы видим, что актуальны механизмы и сейчас», — обратил внимание эксперт.

Возможно, саудиты делают расчет на то, что быстро заместить поставщика Египту не получится. На какой-то период времени такое решение может создать проблему, объяснил директор ФНЭБ. С одной стороны, рынок конкурентный. Но с другой стороны, когда в большом количестве сразу прекращаются поставки, то нужно время, чтобы найти нового поставщика.

«Думаю, что на это и расчет. Оказать краткосрочное влияние на страну. Найти нефть-то они найдут, вопрос в том, как этот промежуточный период они пройдут. Есть вариант наказать Египет только в этом», — сказал Симонов, добавив, что запасов у Каира особых нет, поэтому, скорее всего, египтяне будут традиционного сокращать потребление.

Кто придет на смену Saudi Aramco?

Если говорить вообще о новом поставщике нефти для Египта, который обеспечит выпадающие в результате ухода саудитов мощности, то здесь не должно возникнуть проблем, считает аналитик. Потому что на рынке сейчас ситуация скорее избыточного предложения. В то же время эксперт отметил, что не согласен с данными Мирового энергетического агентства, которое говорит о цифре в 2−2,5, а то и 3 млн баррелей ежесуточного перепроизводства нефти.

«Думаю, что эта цифра сильно преувеличена. Но тем не менее дефицита, действительно, на рынке сейчас нет. В этом плане объемы найти можно», — говорит Константин Симонов.

Это может быть Иран, который пытается реанимировать свои позиции на мировом рынке. Но в целом Россия также могла бы за данный рынок побороться. В этом случае все будет зависеть от коммерческих предложений, которые сделает российская сторона. Такой вариант вполне вероятен, потому что в России произошел достаточно серьезный по этому году рост добычи. Уже сейчас видно, что рост составит более двух процентов, а это более 10 млн тонн. Экспорт будет расти еще быстрее. Так, у РФ есть определенные объемы, которые мы можем рынку предлагать.

В то же время сейчас рост экспорта идет в основном на восточном направлении, в Китай прежде всего. Но тем не менее наши компании имеют в Египте экспортную инфраструктуру, трейдеров, которые в борьбе за этот рынок могут поучаствовать, отмечает эксперт.

«В конце концов, саудиты нас поджимают в Европе. Не сказать, что сильно, но поставки в несколько традиционных для нас регионов они ведут. В Польшу, например, в другие страны ЕС. Если они сами ушли с египетского рынка, почему бы нам не воспользоваться этой ситуацией? У нас нет никаких обязательств, не было, и, я думаю, не будет перед ними с точки зрения поставок. То есть это нормальная коммерческая история. Нам есть что предложить. Думаю, что Египет будет отталкиваться от цен. Найти замену — найдет. И в этом плане вполне мы можем принять участие в этой борьбе. Хотя и другие поставщики, более близкие там тоже есть. Но сейчас в ситуации с достаточно дешевым фактом географическая близость не является такой критической историей», — подчеркнул руководитель Фонда национальной энергобезопасности.

В качестве примера он привел газовую историю, в которой Россия принимала участие несколько лет назад. Тогда Египет пообещал резкий рост экспорта газа. Заключал контракты. В результате оказалось, выполнить их вообще не может, и обратился к России. Мы обеспечивали замещающие поставки. В рамках контрактов наш газ поставлялся. Эта занятная история показывает, что у Москвы существуют определенные коммуникации в Египте.

Ранее ИА REGNUM писало, что Саудовская Аравия прекратила поставки нефти в Египет, при этом не проинформировав Каир о причинах такого решения. Египетский министр нефти Тарек Эль-Молла, комментируя ситуацию, заявил, что теперь Каир планирует выходить на мировой рынок и искать поставщика, который заместил бы поставки саудовской компании.

Что касается политических мотивов, то саудиты пока официально не объяснили, с чем связана приостановка экспорта в Египет. Однако отношения между Каиром и Эр-Риядом стали более напряженными во время кризиса в Сирии. Еще одна причина возросшей напряженности между странами — Египет не хочет быть втянутым в конфликт в Йемене, где коалиция арабских стран, возглавляемая Саудовской Аравией, проводит военную операцию.

Источник: ИА REGNUM, 08.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики