Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > OPAL – образцовый политический инструмент Еврокомиссии

OPAL – образцовый политический инструмент Еврокомиссии

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности специально для Центра энергетической экспертизы:

История с газопроводом Ostsee Pipeline Anbindungsleitung (в переводе означает газопровод-отвод от Балтийской трубы) или коротко OPAL должна войти в учебники как один из самых вопиющих примеров политически мотивированного регулирования газовой отрасли со стороны Еврокомиссии. На протяжении пяти лет брюссельские чиновники блокировали возможность использования мощностей этого газопровода в полном объеме, хотя изначально перед началом строительства этой трубы все необходимые разрешения и исключения были получены, но уже после того как инвестиции были сделаны (а они составили около 1 млрд евро), примерно 40% транзитных мощностей были заморожены.

Чтобы лучше понять последнее решение Еврокомиссии, обратимся к базовым параметрам проекта. Официальная проектная мощность "Северного потока" – 55 млрд кубометров в год, чтобы транспортировать газ от места выхода на территории Германии до действующих сетей. Газпром и его партнер по развитию газотранспортных сетей в Германии с начала 1990-х годов компания Wintershall решили построить две трубы - уже упомянутый OPAL и NEL (Северо-Европейский газопровод). Первая должна была доставить газ к границе Чехии, чтобы затем его можно было транспортировать на юг Германии, куда он до ввода OPAL поступал через Украину. Вторая – доставить дополнительные объемы к западной границе Германии и обеспечить переток газа в Нидерланды, где ожидалось падение собственной добычи. Хотя с технической точки зрения газопроводы-близнецы (один 470 км, второй 440 км, оба построены из труб большого диаметра), было решено что мощность OPAL за счет компрессорной станции будет до 36 млрд кубометров в год, NEL – до 20 млрд кубометров. Следует отметить, что NEL вливался в готовую сеть, а вот для функционирования OPAL на западе Чехии оператором чешской ГТС был построен газопровод Gazelle, соединивший балтийский отвод с одной из самых знаменитых точек сдачи еще советского газа в Западной Германии – Вайдхаус. 

Мощности NEL как внутреннего газопровода распределяются на аукционах как и любые другие транспортные мощности. Для OPAL и Gazelle у национальных регуляторов были запрошены исключения из норм обычного регулирования, так как оба газопровода являются транзитными и были построены для доставки российского газа, поступающего по "Северному потоку" в Вайдхаус. Напомню, что часть мощностей OPAL не являются транзитными - они используются для поставок газа немецким потребителям в восточных регионах страны. 

В итоге транзитные мощности OPAL и Gazelle получили исключение из норм регулирования на все 100% (до 32 млрд кубометров в год), однако впоследствии Еврокомиссия под предлогом угрозы монополизма на рынке Чехии запретила Газпрому и RWE (крупнейший игрок на чешском рынке) использовать 50% транзитных мощностей OPAL. При этом в точке входа OPAL никакого другого газа, кроме газпромовского не было и быть не могло. Так что ограничение для RWE было чисто гипотетическим, а для Газпрома реальным. Его можно было легально обойти только при условии продажи газа на выходе из "Северного потока" третьим лицам по программе Gas Release по ценам, которые укажет Еврокомиссия. Условие было антирыночным и, по моему мнению, весьма коррупционным, и потому не было принято. В качестве насмешки никаких ограничений для Gazelle введено не было. То есть от "Северного потока" до границы Чехии можно было транспортировать 15 млрд кубометров, а по Gazelle до Вайдхауса - вдвое больше. 

Естественно, никакой монополизации рынка Чехии "Северный поток" и OPAL не принесли. Более того, именно эта инфраструктура позволила усилить интеграцию рынков Германии и, соответственно, северо-западной Европы со странами Центральной Европы (Чехией, Словакией и даже Австрией). И конечно же, никаких пользователей газопровода OPAL, для которых ЕК якобы предусмотрительно зарезервировала мощности этой трубы, не появилось. Просто на протяжении 5 лет инвесторы не могли получать возмещение своих вложений в полном объеме.

Еще три года назад акционеры проекта и немецкий регулятор подготовили соглашение, которое позволяло разрешить эту дикую коллизию, за счет проведения недискриминационного аукциона на неиспользуемую мощность. Для этого с нее нужно было снять предоставленное исключение из правил Третьего энергопакета, а затем выставить на торги. Поскольку других пользователей не существует, их спокойно бы забронировал Газпром. Соглашение с регулятором было передано в Брюссель, но тут случились события на Украине и возвращение Крыма. В итоге процесс просто захлебнулся в политической конъюнктуре.

И вот, наконец, сейчас практически то же самое соглашение вновь было передано в ЕК и накануне зимы, к которой, кстати, Украина готова плохо, как никогда ранее, было одобрено. Оно предполагает, что предоставленное проекту исключение из правил Третьего энергопакета будет сокращено со 100 до 50%, зато оставшиеся  мощности могут быть использованы на рыночных условиях. Но брюссельские чиновники изменили ли бы себе, согласовав все без лишних шпилек. Поэтому в текст соглашения были добавлены дополнительные условия, но без всяких предварительных консультаций с немецкими коллегами, оператором газопровода и его акционерами. Судя по официальному заявлению ЕК (текст самого постановления все еще не опубликован), они ничего не меняют, но демонстрируют общий подход. В частности, соглашение предполагало, что 10% транзитной мощности все же будет зарезервировано для гипотетических третьих лиц. ЕК хочет оставить за собой право в случае наличия спроса, увеличить этот резерв до 20%, а также возможность потребовать у оператора расширить пропускную способности газопровода, опять-таки в случае наличия спроса. Во-вторых, Газпрому и RWE разрешено купить мощность по базовой цене, которая не превышает тарифы на аналогичных газопроводах. В-третьих, оператор газопровода OPAL Gastransport должен был сертифицирован в соответствии с правилами разделения, прописанными в Третьем энергопакете (до сих пор это не было сделано, так как вся транзитная мощность была формально исключена из регулирования). 

После того, как все процедуры будут соблюдены, Газпром сможет выкупить еще 40% мощностей OPAL. Это позволит увеличить прокачку через «Северный поток» еще на 13-14 млрд кубометров (зависит от того, как регуляторы будут считать транзитные мощности трубы) до полной мощности. По нашим оценкам, уже в этом году через Балтику в ЕС поступит 43-44 млрд кубометров российского газа. Соответственно, этот объем пойдет в Европу напрямую, в обход украинской ГТС, снижая транзитную зависимость России и ЕС от Киева. Транспортировка 1 тыс. кубометров через территорию Украины обходится при примерно в $30 за тыс. кубометров при действующей ставке транзита. Это, значит, российский концерн сэкономит около $400 млн в год, повысив надежность поставок своим клиентам. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 09.11.2016 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики