Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт рассказал, за что борются российские нефтяники в Иране

Эксперт рассказал, за что борются российские нефтяники в Иране

Ряд российских нефтегазовых компаний, в том числе «Газпром», «Роснефть», «Зарубежнефть» и «Лукойл» заключили предварительные соглашения с иранскими компаниями по совместной работе, сообщил замминистра нефти Ирана Амир Замани-Ния. На что рассчитывают российские компании, разбиралась «Экономика сегодня».

Совместная работа компаний РФ и Ирана

Как отмечает Замани-Ния, до конца года Иран собирается выйти на подписание окончательных документов. Кроме того, в течение ноября представители российских компаний изучат новый тип контрактов, согласно которому иностранные инвесторы теперь имеют возможность получить долю в проектах.

О больших прибылях и высоких рисках участия в иранских проектах, нам рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

«Проекты, конечно, могут быть интересными, многие из них сулят большие прибыли, другой вопрос – почему государственные компании у нас участвуют в иностранных проектах. Здесь должно быть не только соображение прибыльности компаний, по сути они вкладывают деньги в развитие нефтегазовой отрасли российского конкурента на мировом рынке. Когда идут частные компании, например, «Лукойл», который ранее успешно разработал иракское месторождение «Западная курна», это другое дело.

Условия работы российских нефтегазовых компаний в Иране 

Если говорить о перспективах, то действительно в  Иран возвращаются международные компании. Мы видим, что французская Total самая первая подписала соглашение с Ираном. Именно по этому соглашению можно судить о тех условиях, которые Иран предлагает России. На одном из участков крупнейшего в мире месторождения «Южный Парс» Total имеет более 50%. Видимо, иностранные компании смогут претендовать, в том числе на контрольные проекты, но при этом блокирующая часть все равно останется за иранской государственной компанией.

Насколько я понимаю, будет обсуждаться вопрос – могут ли разрабатываться эти месторождения на условиях соглашения о разделе продукции. По крайней мере, наши компании наверняка эти вопросы станут задавать. Имеется в виду, что сначала идет разработка, потом часть денег иностранные компании передают правительству Ирана, а себе оставляют часть того, что добыли на месторождении, причем сырьем, а не деньгами.

Но Иран, судя по контракту с Total, будет настаивать на ином варианте. Они захотят создать некое совместное предприятие с иностранными и иранскими компаниями, которые на совместных условиях продавали бы углеводороды и делили между собой выручку. Их условия будут примерно такие. Существует также множество аспектов по поводу передачи технологий иранских компаниям, но об этом пока рано говорить.

Что касается медлительности в принятии решений, то она не вызывает удивления. Стороны в попытке выторговать себе более благоприятные условия, выдвигают друг другу некие требования, которые, как правило, оппонента не устраивают. Естественно, когда компании входят в крупные проекты, которые сейчас предлагает Иран, изначально нужно договориться так, чтобы в будущем было выгодно ими заниматься. Нет смысла вписываться на невыгодных условиях в проект на ближайшие 20 лет – риски очень высоки.

Кроме того, рынок лихорадит, цены на нефть нестабильные, и инвестиции пока не гарантируют сверхприбылей. Компании также опасаются нестабильной политической обстановки в регионе и просчитывают все риски».

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 10.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики