Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Улюкаев еще не причина. Почему «Башнефть» останется при «Роснефти»

Улюкаев еще не причина. Почему «Башнефть» останется при «Роснефти»

Задержание главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева по обвинению в получении взятки вряд ли обернется для «Роснефти» пересмотром сделки по «Башнефти». У Следственного комитета претензий к ней, по неназванным причинам, нет. Лайф выяснил, почему, несмотря на арест высокопоставленного чинвника, вопросов к «Роснефти» быть не могло и не будет. 

История с задержанием топ-министра, мягко говоря, шокировала всех его ближайших соратников, а вместе с ними и экспертное сообщество. В ночь на 15 ноября главу Минэкономразвития Алексея Улюкаева взяли, что называется, с поличным, в момент получения $2 млн. За эту ему грозит срок от 8 до 15 лет лишения свободы.

По версии следствия, деньги предназначались за положительную оценку «Роснефти» как претендента на покупку 50% акций «Башнефти». Официально, «Башнефть» отошла именно «Роснефти» благодаря щедрости госкомпании — хотя за пакет правительство просило от 297 до 315 млрд рублей, «Роснефть» предложила заплатить почти на 15 млрд больше (329,6 млрд руб.). 12 октября сделка была закрыта.

Первым о том, что к «Роснефти» быть не может, говорили сами следователи, правда, причин не раскрывая. Вслед за ними за справедливость покупки вступились и в самой нефтекомпании.

— Действия Следственного комитета компания не комментирует. Пакет акций «Башнефти» приобретён в соответствии с законодательством России на основе лучшего коммерческого предложения, сделанного банку-оператору«, — заявили в «Роснефти» Лайфу.

Не видит причин пересматривать сделку и организатор продажи банк «ВТБ Капитал», сообщивший через сайт ВТБ, что не получал «абсолютно никаких претензий» от правоохранителей по поводу этой сделки.

Не может быть претензий и к цене проданного пакета.

 Ни у кого, ни у экспертов, ни у официальных лиц, не возникало сомнений, что цена «Башнефти» в 329 млрд руб., — рыночная цена. Поэтому за рыночную оценку брать взятку — странное обвинение, — говорил сегодня глава РСПП Александр Шохин.

С другой стороны, согласитесь, все же странно, что итоги сделки, которой предшествовала взятка, пересматривать не будут. Ведь именно ради положительной оценки «Роснефти» деньги, по версии следствия, и были переданы. Соответственно, если бы не $2 млн, то, вероятно, господин Улюкаев все так же продолжал бы упираться и не дал бы добро в Правительство на продажу контрольного пакета башкирской нефтекомпании.

Вообще споры о приватизации «Башнефти» продолжались все лето, многие чиновники считали, что «Роснефть», подконтрольная государству через холдинг «Роснефтегаз», не должна участвовать в приватизации. Из-за этого в середине августа правительство отложило приватизацию «Башнефти».

Среди них, по началу, был и глава МЭР Алексей Улюкаев.

 С моей точки зрения, «Роснефть» — не надлежащий покупатель для такого актива«. Существуют разные возможности, чтобы не допустить «Роснефть» к приватизации «Башнефти», — говорил он еще в июле, до того, как продажа была отложена.

Но уже через несколько дней после отсрочки, 2 сентября, Улюкаев резко изменил свое мнение и заявил, что «Роснефть» формально все-таки будет допущена для участия в этой сделке.

— В юридическом смысле сейчас «Роснефть» является допущенной [к участию в приватизации «Башнефти»]«, — говорил тогда Улюкаев, пояснив допущение госкомпании к приватизации тем, что «формально напрямую она [„Роснефть“] не является государственной».

Если даже на мнение Улюкаева и повлияла взятка, юридически, это не кидает тень на приватизацию по нескольким причинам.

Во-первых, по словам представителя СК РФ Светланы Петренко, имело место «вымогательство взятки» у представителей «Роснефти». Это в принципе сняло бы подозрения к компании в нечестных торгах, если такие бы вообще были. Единственный вариант как-то избежать взятки — это отказаться и сообщить о вымогательстве куда следует.

Во-вторых, решение Минэкономразвития по «Башнефти» — это далеко еще не истина в последней инстанции. Фактически, конечное решение по сделке принимает не Минэк, а Правительство в лице премьер-министра Дмитрия Медведева, и ответственность за это решение сохраняется за ним, заметил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

«Основанием для продажи „Башнефти“ именно „Роснефти“ было постановление правительства, а не заключение Минэкономразвития. Если следствие выйдет на то, что и это решение не было до конца честным, то другой разговор, в ином же случае переиграть уже заключенную и осуществленную сделку невозможно» — Игорь Юшков, эксперт ФНЭБ 

Когда сделка была отложена, борьба за решение Президента РФ Владимира Путина шла между двумя блоками — на одной стороне была «Роснефть», на другой — экономический блок правительства. Не исключено, что именно положительное заключение Минэка перевесило противников передачи «Башнефти» в руки госкомпании. С другой стороны, Улюкаев всегда отличался тем, что он был бюрократом и исполнителем и в принципе редко выходил с инициативами, говорит Юшков.

В-третьих, официально, «Роснефть» была единственным претендентом на покупку «Башнефти» — она предложила более высокую цену и наиболее выгодные условия. Другими словами, беспокоиться за ход сделки по передаче «Башнефти» у «Роснефти» оснований не было. Учитывая это, оспорить сделку будет непросто, заключает юрист адвокатского бюро «Деловой фарватер» Марьяна Юхаранова.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 15.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики