Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Партийная энергетика

Партийная энергетика

«Единая Россия» реформирует ТЭК

«Единая Россия» собирается предложить правительству проект «Энергетическая безопасность». Документ, копия которого имеется в распоряжении РБК daily, предусматривает конкретные предложения в области реформирования атомной и электроэнергетики, а также затрагивает нефтегазовую сферу. На реализацию проекта с 2008 до 2010 года предлагается потратить около 25 млрд долл.

Решение о разработке проекта «Энергетическая безопасность» было принято на VII съезде партии в декабре прошлого года и президиумом ее генсовета 28 марта 2007 года. Однако по существу работа над проектом была начата лишь в прошлую пятницу. Второе заседание рабочей группы по реализации проекта «Энергетическая безопасность», которую возглавил председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, должно состояться 20 апреля.

Среди целей проекта — создание государственной концепции энергобезопасности, внедрение энергосберегающих технологий, повышение доли атомной энергетики в структуре производства электричества с нынешних 16 до 23% и доли угля до 18—20% к 2020 году. Однако реформаторы отмечают: чтобы осуществить заявленные темпы роста доли атомной энергетики, придется ежегодно, начиная с 2012 года, вводить в эксплуатацию не менее четырех атомных энергоблоков мощностью 1 ГВт вместо одного по нынешним планам. Также предлагается создать вертикально интегрированную госструктуру в форме ОАО по управлению предприятиями атомной энергетики.

Добыча газа, по прогнозам составлявших партийный проект экспертов, упадет к 2030 году. Они отмечают, что на внутреннем рынке уже наблюдается дефицит газа, к 2010 году с учетом внутреннего спроса и экспорта он может составить до 150 млрд куб. м, а убыток «Газпрома» от поставок на внутренний рынок в 2006 году может достичь 34 млрд руб., несмотря на повышение регулируемых цен на газ.

Для решения проблемы предлагается поэтапное повышение цен на газ на внутреннем рынке с адресной компенсацией расходов ряду потребителей, сокращение доли газа в энергетике к 2030 году до 47—44% и перевод части генерации на уголь. Кроме того, единороссы считают необходимым более жесткое госадминист­рирование ТЭКа по налоговому, технологическому, экологическому, антимонопольному, таможенному направлениям.

В паспорте проекта отмечается, что в его реализации единороссы планируют взаимодействовать с Минпромэнерго, МЭРТ, Минфином, МПР, ФСТ России, Рос­атомом и Ростехнадзором. Для реализации партийной программы с 2008 по 2010 годы необходимо потратить свыше 642 млрд руб. (около 25 млрд долл.), в том числе 361,9 млрд руб. — на нужды Росатома и 280,1 млрд руб. — на нужды Минпром­энерго.

Между тем в текущем проекте бюджета на 2008—2010 годы на эти цели заложено всего 128,5 млрд руб. для нужд Минпромэнерго и 325,4 млрд руб. для нужд Росатома.

На реализацию реформ в области атомной и электроэнергетики предусмотрено поэтапное финансирование с 2008 по 2010 год. С 2007 по 2010 год на программу «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года» из госбюджета планируется выделить 674,8 млрд руб., включая финансирование завершения строительства 4 энергоблока Белоярской АЭС с реакторной установкой БН-800, на строительство 5 энергоблока Курской АЭС — 27 млрд руб., на развитие добычи и производства урана на период с 2008 по 2010 год — 1,8 млрд руб., на разрабатываемую ФЦП программу «Повышение эффективности энергопотребления в РФ» с 2008 по 2010 год — 19 млрд руб.

Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности, полагает, что осуществить львиную долю данных реформ в заявленные сроки попросту нереально. Он считает, что переводить часть генерации на уголь экологически неэффективно и экономически неоправдано, учитывая сосредоточение его запасов в Западной Сибири и на Дальнем Востоке, где нет большого дефицита электроэнергии, и необходимость строительства железных дорог для его доставки в другие регионы. Часть расходов на осуществление реформы атомной энергетики предполагалось взвалить на «Газпром», но монополия не очень обрадовалась перспективе понести их. В то же время эксперт напоминает, что средства на реформу помимо бюджета можно будет взять в Стабфонде.

ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА

Опубликовано: ежедневная газета «РБК daily», 16 апреля 2007 года.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики