Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Все в «Укрытие»: сможет ли Украина обеспечить безопасность Чернобыля

Все в «Укрытие»: сможет ли Украина обеспечить безопасность Чернобыля

Сегодня завершился процесс установки нового безопасного саркофага, защищающего четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС. Он был разрушен во время страшной катастрофы в 1986 году. Насколько теперь в Чернобыле безопасно и что изменится, когда за эту безопасность будет отвечать только Украина? Выясняло Федеральное агентство новостей.

Изоляционное сооружение над четвертым блоком носит надежное название «Укрытие». Оно было построено после взрыва четвертого реактора и спасло местность от дальнейшего распространения радиоактивных веществ. Да, несколько лет назад навесные плиты над энергоблоком как будто бы начали обваливаться, но, по официальной информации, защитные свойства конструкции не пострадали.

Финансирование проекта осуществлялось за счет донорских средств из чернобыльского фонда «Укрытие», созданного в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) в 1997 году. Во вторник президент банка Сума Чакрабарти не без удовольствия подчеркнул, что старое «Укрытие» совсем и навсегда скрыто от наших глаз, а уже в ноябре объект будет передан в руки украинских властей. И вот им предстоит сделать для превращения АЭС в безопасный объект еще очень многое. 

«ЕБРР всем этим занимается, и даже Россия является одним из тех доноров, кто передавал деньги через банк, чтобы накрыть четвертый энергоблок. Все это делается официально, было согласовано много лет назад и продолжается, несмотря на политические реалии современности. Ясно, что проект доделан в техническом смысле слова, и Киев скоро получит его под свою ответственность. Если говорить о перспективах решения всех проблем, связанных с Чернобылем, то украинские власти сейчас их решать не будут, оставят на десятилетия вперед. Я имею тут в виду выгрузку всего того, что накопилось под саркофагом. В остальном Киев просто будет наблюдать, смотреть на радиационный фон. Какого-то масштабного обслуживания от них не будет требоваться, плюс все равно никуда не исчезнет ЕББР и МАГАТЭ», — комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Что же касается других инфраструктурных объектов в Чернобыле, то спикер приводит пример проекта по созданию сухого могильника для отработавшего ядерного топлива. 

«Хранилище имеется только на одной АЭС из четырех, ныне работающих на Украине, — на Запорожской. Сейчас отработавшее топливо поставляется в Россию по контракту: есть вероятность, что он не будет продлен и девать тогда это топливо будет некуда. Потому нужно строить хранилище при каждой АЭС либо могильник в Чернобыле. Но для этого нужны деньги, а с ними на Украине не очень хорошо. Вопросов вообще много: насколько аккуратно он будет построен, насколько аккуратно будет вестись перевозка отходов по всей стране. Если деньги потратят на могильник, не пострадает ли программа строительства сухих хранилищ на каждой из станций?» — продолжает эксперт ФАН.

По его словам, на Украине много и других проблем. Почему, например, летом украинские АЭС сожгли много угля? Потому что они были в ремонте.

«А почему в ремонте? Потому что работают в таком режиме, когда маневрируют мощностями, и это снижает надежность их работы. Значит, скоро потребуется модернизация, нужно будет тратить на это деньги. Все деньги из ЕБРР идут через МВФ. Будет стабильное финансирование из МВФ — найдутся деньги и на проекты. Кредит МВФ идет на пополнение золото-валютных резервов, его использовать нельзя, но он размораживает кредиты от других структур. Киев же говорит непросто о хранилище, а о замкнутой инфраструктуре ядерного цикла: будем покупать сам уран, производить атомные стержни, отработанное ядерное топливо будем сами утилизировать... Если с МВФ не сложится, все громкие украинские проекты подвиснут», — добавляет Митрахович

Автор: Дмитрий Пятов
 
Источник: ФАН, 29.11.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики