Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ преткновения: почему не могут договориться Россия и Белоруссия

Газ преткновения: почему не могут договориться Россия и Белоруссия

Москва и Минск постараются урегулировать спорные вопросы по поставкам газа и нефти до середины декабря. Об этом рассказал журналистам замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Федеральное агентство новостей пообщалось с экспертом о том, какие острые углы двум сторонам еще предстоит сгладить и что произойдет, если Россия и Белоруссия вдруг не договорятся.

По словам Молодцова, график поставок нефти на I квартал появится к 15 декабря. До этого же будут идти активные консультации и все их участники будут стараться максимально ускориться ради понимания, что и как нужно исправить для гармонии газовых и нефтяных взаимоотношений. 

«Главное в отношениях между Россией и Белоруссией — газовый вопрос. В нефтяном вопросе проблем не было, он использовался исключительно как рычаг давления друг на друга: мы сокращали поставки нефти, а они повышали тариф на прокачку топлива дальше в Европу. Но проблема в газе. Изначально Минск пошел по правильному пути, продав всю газотранспортную систему «Газпрому». Благодаря этому Белоруссия — единственный иностранный покупатель, который привязан к внутренней российской цене на газ. С 2011 года у них формула цены выстраивалась как тариф на поставку газа, который существует для юрлиц в Ямало-Ненецком АО, плюс стоимость доставки от Ямала до Белоруссии, плюс стоимость хранения в подземных хранилищах, плюс маркетинг — чуть ли не из расчета один доллар за тысячу кубов. Но все это было подсчитано в долларах», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Поэтому когда рубль упал, а доллар вырос, белорусы заявили, что в рублевом выражении цена на газ для них повысилась и что это неправильно. 

«Все потому, что в 2011 году было подписано межправительственное соглашение, в котором четко указывалось: если «Газпром» выходит на систему равнодоходности (цена в России приносит им столько же денег, сколько в Европе), тогда действие контракта для Минска на текущий год прекращается и ему тоже устанавливается равнодоходность (цена в России плюс стоимость доставки). Это позволило бы цене для Белоруссии опуститься с 120 до 73 долларов за баррель. Но «Газпром» поспешил заверить, что ни на какую систему равнодоходности компания не переходила и не надо отказываться от старого контракта. Наши внутренние цены на газ к европейским не привязаны, между ними нет никакой связи», — продолжает эксперт ФАН.

Россия в итоге все же пошла на компромисс и фактически приравняла Белоруссию к своим регионам — в том смысле, что Минску можно установить среднероссийский тариф на газ, который будет считаться в рублях.

«И для этого Белоруссии всего лишь надо погасить задолженность за 2016 год по старому контракту. Минск вроде бы согласился, но долг почему-то не гасит. И вся проблема именно в этом долге. После погашения Россия готова даже осуществлять поставки нефти в полном объеме. Белоруссия будет платить примерно как Смоленская область, это 3600 рублей за тысячу кубометров. Таких цен нигде нет, это фактически внутренняя цена. Если стороны обидятся и пойдут вразнос, тогда сценарий выйдет деструктивный. Белоруссия повысит тарифы на прокачку российской нефти по своей территории в Европу, Россия сократит поставки нефти на внутренний рынок и попытается перекинуть прокачку в порты Балтики и Новороссийск», — добавляет Юшков

Автор: Дмитрий Пятов 
 
Источник: ФАН, 29.11.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики