Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК потребовал от России сократить добычу нефти

ОПЕК потребовал от России сократить добычу нефти

Предложение России по «заморозке» уровня нефтедобычи в ОПЕК и в странах, не входящих в картель, неприемлемо, заявил сегодня перед встречей ОПЕК в Вене глава Минэнерго Саудовской Аравии Халид аль-Фалих. По его словам, мировая нефтедобыча должна быть не «заморожена», а сокращена, и картель будет настаивать на том, чтобы все экспортеры нефти пошли на сокращение, в том числе и Россия.

«РФ достигла самого высокого уровня добычи за все время. Я думаю, что заморозка на самых высоких уровнях — это не то, что подходит тому, что делает ОПЕК. Наши дискуссии с РФ были вокруг сокращения добычи странами не-ОПЕК, я оставил их с тем, что предложим им это», — приводит слова министра РИА Новости.

«Но любое предложение сократить добычу для них не должно быть настойчивым до тех пор, пока мы не договоримся», — признал аль-Фалих, добавив, что ОПЕк обязательно будет сокращать внутреннюю нефтедобычу, а встреча в Вене будет посвящена выработке соглашения по справедливому разделу новых, сокращенных квот на добычу.

В пресс-службе Минэнерго России на это отреагировали предложением дождаться результатов венского заседания ОПЕК. «Россия ждет решения ОПЕК по вопросу ограничения добычи. После этого будет озвучена наша позиция», — подчеркнули в российском энергетическом ведомстве.

При этом иранский министр нефти Намдар Биджан Зангане уже заявил журналистам, что Россия в целом согласна на сокращение нефтедобычи. «Да, они согласились уменьшить ее производство и сократить после решения здесь», — сказал он.

Отметим, что ряд стран картеля уже сообщил о готовности сократить нефтедобычу у себя, в частности, Ирак. «Ирак готов сокращать добычу нефти в рамках интересов страны», — поведал иракский министр нефти Джабар аль-Лаиби.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, уже само прекращение роста нефтедобычи в России станет, по сути, ее сокращением из-за того, что нефтяникам придется свернуть свои планы. «Когда порядка двух месяцев назад появилось первое действительно требование о сокращении производства в России, как в ОПЕК, мы сделали, можно сказать, ответный маневр: уже тем, что мы остановим рост нефтедобычи на определенных объемах, мы сократим объемы производства, которое планировалось увеличить. Так говорил министр Новак: по планам, нефтедобыча у нас должна была вырасти еще на 300-400 тыс т в сутки», — поведал он.

Для России это действительно станет большой уступкой картелю, поскольку договориться с российскими нефтяниками даже о таком шаге правительству будет непросто. «Не факт, что Министерство энергетики сможет согласовать с нефтяниками „заморозку“ ряда проектов. На старых советских месторождениях в Западной Сибири сейчас происходит сокращение добычи, необходима синхронизация ввода новых мощностей для восполнения этого сокращения, так что министерству, по сути, надо будет выступить в роли диспетчера, который согласовывал бы объемы добычи с каждой из компаний. Проблема заключается в том, что компании будут бороться за свою добычу, а это и конфликты между компаниями, и конфликты с Минэнерго», — обратил внимание Игорь Юшков.

Между тем пока непонятно, смогут ли договориться хотя бы члены ОПЕК о сокращении нефтедобычи. «Саудовская Аравия опять начинает играть в свою игру о том, что они не присоединятся к сокращению добычи, обвиняя Россию в выходе на исторический максимум — хотя сами месяц назад тоже поставили рекорд по производству нефти. Конечно, с точки зрения ОПЕК логично, что если все достигли максимумов, то и действия надо принимать одни и те же — сокращать объемы производства. При этом надо тоже учитывать, что Россия будет это делать впервые: если в картеле отработан механизм сокращения либо наращивания объемов производства или квотирования, то в России никогда этого не было. Нам физически сложно сокращать объемы производства, поэтому единственное, о чем могут идти переговоры в формате „Россия+ОПЕК“, это о замедлении темпов ввода новых месторождений, все остальное для нашей промышленности губительно», — предупредил эксперт.

По его мнению, если соглашения в ОПЕК и с Россией будут заключены, то вести переговоры с российскими нефтяниками будет президент Владимир Путин лично. «Он будет собирать нефтяников и заключать с ними „джентльменское соглашение“, потому что формальных рычагов давления на нефтяные компании у России вообще нет — ни у Министерства энергетики, ни у президента, никто их заставить не может. Наше законодательство не позволяет, как в ОПЕК, выпустить некую директиву и сказать, что сегодня можно добывать больше или меньше, ведь у нас рыночная модель отрасли. Поэтому Владимир Путин позовет всех к себе и скажет, мол, товарищи, для общего блага я вам рекомендую соблюдать квоты», — ожидает Игорь Юшков.

Выгода для России от сокращения нефтедобычи наступит ровно тогда, когда цена на нефть поднимется до того уровня, при котором бюджет страны перестанет быть дефицитным. «Недавно выходили данные о том, что Россия обеспечит бездефицитный бюджет при ценах порядка $70 за баррель нефти — и если она действительно будет столько стоить, мы сможем сохранять свои резервные фонды, отсрочить приватизацию, в целом закрыть эти порядка 3% дефицита, которые в бюджете есть. Конечно, России хотелось бы высокие цены на нефть, при этом не стоит забывать, что они зависят не только от ОПЕК и России, но и от ставки ФРС США: если она вырастет, в мировой экономике станет меньше долларов из-за подорожания кредитов, в связи с чем нефтяные фьючерсы перестанут покупать. Падение спроса на фьючерсы приведет к падению цен», — указал экономист.

«Поэтому, я думаю, что если ОПЕК, например, достигает договоренностей, то первая волна котировок пойдет вверх, ну а если Россия присоединится и возьмет на себя некие обязательства, то вполне возможно, что цены взлетят до $60 за баррель и даже выше. Но если в декабре ФРС поднимает ставку, то это способно загубить любые договоренности, так как из-за дорогого доллара нефть опять станет $40 за баррель и даже ниже, в зависимости от того, насколько вырастет ставка», — заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ.

Источник: Вестник Кавказа, 30.11.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики