Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сегодняшняя договоренность стран ОПЕК носит предварительный характер

Сегодняшняя договоренность стран ОПЕК носит предварительный характер

На министерской встрече ОПЕК в Вене участники достигли договоренности о сокращении добычи до 32,5 млн баррелей в сутки.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Такой результат достигнутого ОПЕК соглашения мы во многом ожидали. Игроки на рынке уже заложились под подобный исход. Буквально неделю назад была первая волна роста цен на нефть – дошли почти до $50 за баррель. Потом был некий откат, потому что закрались некие сомнения из-за заявлений Саудовской Аравии, что, мол, ничего не подпишут. И такие опасные для трейдеров заявления саудиты делали вплоть до сегодняшнего дня.

Думаю, что договоренность была достигнута в основном из-за страха стран – членов ОПЕК, что в случае отсутствия результатов цены обвалятся вплоть до $40 за баррель. Сорвись сегодняшние договоренности, то третьей встречи, скорее всего, не было – смысла в ней не было бы. Поэтому сегодня, когда собрались участники ОПЕК, все понимали, что необходимо о чем-либо договориться.

Очень важно, что после такого результата все внимание будет обращено к России. Потому что договоренность стран ОПЕК между собой – это наше условие для дальнейших переговоров. Теперь уже все будут ждать встречи России и ОПЕК, а также результатов договоренностей России и Саудовской Аравии. Речь должна уже идти о подписании Россией не договора о заморозке объемов производства, а договора о снижении объемов производства. Основная интрига будет заключаться в объемах снижения с нашей стороны и пройдет ли версия Минэнерго России. Оно, напомню, говорит о том, что физические объемы мы снижать не будем, но можем обсудить вариант сокращения темпов роста. И пройдет ли такой вариант договоренности с ОПЕК – это большой вопрос.

В дальнейшем, если Россия придет к какому-то соглашению с ОПЕК, то возникнет еще один вопрос – как его выполнять: кто будет сокращать объемы производства? кому придется приостанавливать ввод производства? Ведь если цена вырастет выше $50-55 за баррель, то у всех наоборот появится желание нарастить производство. Кстати, все обязательства компаний у нас в стране неформальные, то есть Минэнерго не может напрямую регулировать объемы добычи. Поэтому в ближайшее время Владимир Путин будет встречаться с нефтяниками в неформальной обстановке, чтобы обсудить вариант остановки на каком-то определенном объеме. И удержать оговоренные объемы добычи будет непросто, например, Игорь Сечин явно не будет подчиняться Миниэнерго, это же относится к Газпромнефти. У нас ведь вес глав нефтяных компаний сравним, как правило, с весом министра. Поэтому подводных камней у возможных перспектив развития немало будет. Но то, что удалось сегодня договориться, – это уже большой плюс. Цена на нефть, выросшая сегодня да $50 за баррель, безусловно, позитивна для России.

Однако все нынешние договоренности будут напрасными, если России и ОПЕК не удастся договориться. Никакая страна ОПЕК не будет соблюдать квоты, которые она сегодня взяла на себя, если к соглашению не присоединится Россия. Сегодняшняя договоренность стран ОПЕК носит предварительный характер. Если Россия со своей стороны не возьмет на себя никаких обязательств, то ни о каких квотах речи не будет. Смысл глобального соглашения в том, что на него подписываются все, кроме американцев и европейцев. Самый актуальный на сегодня вопрос – преодолеем ли мы всеобщее недоверие. Теперь все зависит от России – если мы присоединимся к соглашению, то можно будет говорить о преодолении. При срыве договоренностей мы вернемся к ситуации, когда каждый сам за себя и добывает по максимуму, чтобы получить хоть какие-то деньги и выжить. Так что рисков впереди еще не мало. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 30.11.2016 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики