Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть вырастет. Не сильно и не навсегда

Нефть вырастет. Не сильно и не навсегда

Решение ОПЕК о сокращении добычи к революции цен не приведёт

После длительной неспособности договориться о нефтяных квотах, ОПЕК приняла решение снизить добычу. Россия собирается присоединиться к этому решению, если сама ОПЕК его будет выполнять. Что дальше?

Поднявшись в течение среды, 30 ноября, почти на 9 процентов, цена сорта Brent 1 декабря продолжила рост с колебаниями, временами пересекая отметку в 53 доллара за баррель. А если посмотреть в горизонте хотя бы года?

ОПЕК главной роли не играет

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает: «Все обращают внимание на решения ОПЕК, но смотреть на ситуацию надо комплексно. Я всегда говорил, что её влияние на нефтяные цены сейчас крайне низкое. И влияние на рынок этих решений будет крайне ограниченным. Обратите внимание, что большая часть роста цены нефти пришлась на период до объявления решения. И это не значит, что инвесторы знали. Просто спекулянты были готовы играть на повышение. То же самое было в августе, когда сорвался саммит ОПЕК в Дохе. Все ожидали, что цены рухнут, а они только выросли. Это означает, что спекулянты живут своей жизнью, а ОПЕК – своей».

«Ключевой вопрос в том, стоит ли вообще России в эти игры играть», – продолжает Константин Симонов. «Вчера было озвучено решение на 300 тысяч баррелей в день сократить нашу добычу. На калькуляторе можно подсчитать, что это потери порядка 25 миллионов тонн в год. Это огромная цифра. То есть мы планировали рост на 8–10 миллионов тонн в следующем году, а получится 15 миллионов тонн потерь. Сложите и получится 25 миллионов тонн. А последствия будут не так однозначны», – считает эксперт.

Дело в том, что у американских производителей сланцевой нефти себестоимость добычи находится в пределах 48–52 долларов за баррель. «Если цена идёт вверх, то они начинают наращивать добычу. Тем более что Дональд Трамп готов их поддержать. А ещё лучше американских добытчиков поддержит удорожание нефти. Поэтому я думаю, что на какой-то момент интересы ОПЕК, Трампа и финансовых спекулянтов могут совпасть. Ожидаю, кстати, отмены в США ряда законов, например закона Додда-Франка, – они ограничивали, в частности, инвестиции в нефтяные фьючерсы. Поэтому мы можем сейчас ожидать некоторого повышения цен, но оно не будет долгим и не будет фантастическим», – отметил Константин Симонов.

Кроме того, он не уверен, что ОПЕК выполнит собственные обещания. А эта организация их часто нарушала. «Они требуют от России каких-то гарантий, но они нас не раз «кидали» и сейчас их время доказывать, что они надёжные партнёры», – добавляет Константин Симонов. Он уверен, что если нефть и вырастет в какой-то момент до 55–58 долларов, то всё равно под влиянием сланцевой добычи найдёт равновесие в диапазоне 45–55 долларов за баррель Brent.

Фундаментальный фактор: всё относительно

Российский экономист, профессор РАНХ и ГС Константин Корищенко напоминает: «Начальной точкой падения нефтяных цен с середины 2014 года было совпадение трёх факторов – замедление экономического роста в Китае, изменение денежно-кредитной политики в США и рассогласованная позиция ОПЕК. Прежде всего это касалось позиции Саудовской Аравии, её попытки, так сказать, наказать то ли Россию, то ли Америку».

«Если посмотреть на эти три фактора теперь, то в Китае ситуация не улучшается, денежно-кредитная политика в США остаётся в стадии неопределённости. Зато позиция ОПЕК изменилась на 180 градусов. Конечно, спекулянты сильно расшатывают цену вниз или вверх, но сдерживающим фактором долгосрочного роста является сланцевая добыча в США, которая при росте цен будет восстанавливаться, мешая цене подняться ближе к 100 долларам за баррель. Ожидания от альтернативных источников энергии пока не оправдываются, за исключением сланцевых разработок, по сути, и приведших к последнему кризису цен», – констатирует экономист.

«Сам доллар является производной от двух вещей – состояния американского бюджета и политики ФРС – их центрального банка», – полагает Константин Корищенко. «В 2012–2014 годах дефицит американского бюджета снижался, и доллар постепенно рос. А ставки были низкие. Сейчас ставки ФРС начали расти, но непонятно, что с ними будет дальше. Начал расти и дефицит бюджета. Соответственно, в обозримом будущем доллар начнёт в своём индексе (в соотношении к другим валютам) снижаться. Что даст толчок к росту цен в долларах на ту величину, на которую доллар будет падать», – прогнозирует Константин Корищенко.

Эпоха нефти не прошла

Константин Симонов также полагает, что «будущее версионно», и утверждать, что эпоха нефти прошла и надо быстрее продавать её, пока она ещё кому-то нужна, – это бред. В мире растёт народонаселение, идёт фантастическими темпами урбанизация, идёт автомобилизация Китая и Индии (вместе 2,5 миллиарда людей). 

«Китай на электромобилях, что ли ездит? А знаете, какая доля продаж электромобилей в продажах новых автомобилей в США? Меньше процента! Они ездят на бензине и дизеле. Китай ездит на бензине и Индия. Теория, что «нефть никому не нужна», выгодна определённым бенефициарам, которые этот образ будущего и продавливают в своих интересах. С приходом Трампа это будет делать тяжелее, потому что он – этакий углеводородный динозавр. Доля нефти может увеличиваться или сокращаться, но если даже доля «зелёной энергетики» вырастет за 20 лет до 10 процентов, это не значит, что нефть умрёт как товар. А в целом энергопотребление в мире сильно вырастет и в абсолютных величинах вырастет и потребление углеводородов», – заключает Константин Симонов

Автор: Леонид Горяинов

Источник: Парламентская газета, 01.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики